Наличие крупной промышленности создает почву для роста и развития малого и среднего предпринимательства

Баланс интересов

Конечно, в зависимости от отраслевой принадлежности и некоторых субъективных особенностей у каждого бизнеса ситуация сейчас складывается по-разному. Но производственные малые и средние компании в большинстве своем в последние годы получили стимул для развития, в том числе за счет кооперации и контрактации с крупными предприятиями и компаниями. Тут-то и выяснилась правда жизни: сам по себе (при всем к нему уважении) малый и средний бизнес не может стать драйвером экономики. В реальном секторе должен присутствовать баланс крупных, средних и малых компаний. Этот баланс и дает синергию роста и инновационной экономики.


Наверное, сегодня даже самые большие скептики не сомневаются: флагманы необходимы для развития промышленности. Ведь именно крупные компании являются потребителями узлов, агрегатов, высокотехнологичных услуг, научно-исследовательских работ, инноваций. Собственно говоря, так происходило всегда и везде. Просто до поры до времени действовала экспортная западная идеология чрезмерного возвышения малых форм производства с очевидной целью: формирования удобных для себя цепочек добавленной стоимости, когда третий мир работает и головой, и руками на западные корпорации, которые и снимают сливки маржинальности и прибыльности.

Я ни в коей степени не принижаю все достоинства малого и среднего бизнеса. Он инициативный, гибкий, настойчивый, трудолюбивый в основной своей массе. Малые и средние компании выпускают немало инновационной продукции. Но нигде и никогда такие компании не были способны полностью запустить прорывные технологии. Сложно представить, чтобы малая или даже средняя компания наладила выпуск микрочипов. Или стала производить современные сверхзвуковые самолеты, атомные реакторы… Чудес не бывает: для таких проектов необходимы миллиардные инвестиции, многочисленные компетенции в самых разнообразных областях науки и производства. Словом, реализация таких проектов объективно под силу только крупным корпорациям и холдингам.


Не буду спорить: малые и средние компании могут сформировать прорывные инновации. Но чтобы полноценно претворить инновацию в жизнь, необходимы крупные бизнес-единицы. Это справедливо даже для сферы IT. У белорусских компаний было немало успешных проектов и решений. И большинство из них удачно продали крупным зарубежным корпорациям, которые уже и занимались их продвижением и монетизацией. Для вывода на широкий глобальный рынок своих программных решений у наших компаний зачастую не было ни соответствующих финансовых ресурсов, ни компетенций (в части маркетинга и других премудростей), ни соответствующей инфраструктуры.

Инновационные проекты не самые дешевые. Поэтому их заказчиками и ключевыми потребителями являются именно крупные компании, которые обладают соответствующими ресурсами для их реализации, продвижения, монетизации и, соответственно, для того, чтобы окупить вложения.


Флагманы являются и ключевыми потребителями множества товаров и услуг, которые производит малый и средний бизнес. И сегодня это совершенно очевидно. Впрочем, в Беларуси были вполне успешные предприятия, которые производили те или иные автокомпоненты. Но поставляли их западным концернам. Сегодня у этих фирм есть возможность переориентироваться на внутренний и российский рынок. Благо машиностроительный комплекс у нас сохранился. Иначе кому бы в сложившихся условиях были нужны многие товары и услуги малых компаний? Сегодня — только работай. Спрос колоссальный. А если бы не было своих флагманов? Получилась бы совершенно другая история. Конечно, всегда можно говорить про экспортные рынки, выход на глобальные просторы. И когда-то, до конца 2000-х, такой тезис имел под собой почву. Другой вопрос, что период открытости рынков и свободы торговли (хотя бы относительный) длился-то в целом и недолго. Каких-то 15–20 лет. А сейчас происходит откат, мир движется по треку регионализации. И если бы не было собственных крупных компаний, очень сложно сказать, по какому вектору пошел бы наш малый бизнес. Точнее, этот вектор очевиден — затухание. Ибо экспорт экспортом, но для небольшого предприятия внутренний рынок является зачастую фундаментом, на котором держится финансово-экономическая устойчивость предприятия.


С другой стороны, опыт прошлого года, как мне кажется, является веским поводом пересмотреть свое отношение и флагманов к внутренним поставщикам. Даже если они крошечные по сравнению с теми. Конкуренция конкуренцией, но к своему производителю необходимо относиться бережно. Даже если его продукция по объективным причинам на несколько копеек дороже. Ведь он тут, рядом, как говорится, за оградой. А самый надежный импортер несет на себе множество рисков. Сбои в логистике за последние три года стали почти нормой в мировой торговле. Как и введение в одностороннем порядке разных ограничительных мер, в том числе и на импорт товаров, когда на тех или иных рынках складывался дефицит какой-либо продукции, то ее вывоз за пределы страны ограничивали. Я уже не говорю про политические риски. Они и раньше с трудом поддавались анализу, а в сложившейся международной ситуации совершенно не просчитываются. Стоит отметить: сейчас крупные холдинги стали с большим интересом относиться к своим «меньшим» партнерам. Впрочем, как и бизнес стал более уважительно смотреть на отечественные флагманы. Другой вопрос, что эти взаимоотношения должны трансформироваться в долгосрочное, устойчивое партнерство, а не во временный всплеск сотрудничества на время нестандартных ситуаций, как уже не раз бывало.


volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter