Баклажан с курьером

Свежие овощи и фрукты можно заказывать с курьером...

Кто не хотел бы каждый день иметь на столе овощи и фрукты прямо с грядки! Но если собственной дачи нет, за продуктами дорога в магазин или на рынок. А там уж как повезет с качеством... Но, оказывается, есть варианты. «Свежие овощи и фрукты можно заказывать с курьером», — утверждают специалисты Института плодоводства. Главное — отыскать фермера, который еженедельно будет поставлять вам собственноручно выращенную продукцию.


Подобная система, которая называется «абонентский ящик» или «фермерская корзина», уже действует в странах, где развито сельское хозяйство — Бельгии, Голландии. Работает достаточно просто: горожанин регулярно платит энную сумму денег фермеру. Тот раз в неделю собирает в ящик или корзину овощи, фрукты и привозит прямо к порогу дома покупателя. Порой люди понятия не имеют, что «приедет» на сей раз. Открывают корзину, а там цветная капуста, баклажаны, а порой и редкие, даже экзотические овощи. Фермер же, заботясь о своих клиентах, вкладывает в «гостинец» еще и кулинарные рецепты.


— Есть и другие варианты, как производитель может обменяться своей продукцией с покупателем, — собирается внедрить подобную систему у нас старший научный сотрудник Института плодоводства Лана Семенас. — Фермер может вывесить у себя на сайте перечень того, что вырастил. Покупатель выбирает то, что ему нужно, приезжает и забирает. А наиболее популярный вариант, — когда люди сами навещают фермерские владения, общаются с хозяином, собирают с кустов смородину и крыжовник, заодно и наслаждаются отдыхом на природе. В Америке, к примеру, многие горожане, для которых коза или корова — животные экзотические, приезжают целыми семьями. Дети смотрят, как фермер ухаживает за скотом, чем кормит его, а родители после такой экскурсии покупают свежие продукты.


Чтобы свести покупателя и фермера, нужно проводить больше встреч, считают специалисты. В начале осени на одном из дачных участков сотрудники экологической организации «Экодом» организовали пикник. Со своим товаром — рыбой, овощами — приехали фермеры. Собралось человек 20 «дегустаторов» — тех, кто хотел бы приобрести продукцию из первых рук. Владельцы хозяйств рассказывали, как выращивают овощи, какие удобрения используют. А участники пикника пробовали продукцию и выбирали «своих фермеров». Так производитель и покупатель находили друг друга.


— Продукты, которые предлагали фермеры на пикнике, были органическими, и это еще больше привлекало покупателей, — подчеркивает Лана Семенас. — Правда, у нас в стране пока не выдают сертификатов, подтверждающих, что овощи и фрукты экологически чистые. А владельцы небольших хозяйств, получающие не так много прибыли от продажи выращенного, не могут провести экспертизу на наличие вредных веществ — дорого. Поэтому взаимодействие фермера и покупателя, на мой взгляд, должно строиться на доверии: можно ведь съездить на подворье, посмотреть, чем удобряют яблони, ягодные кусты, подкармливают помидоры — навозом или «минералкой»? Если все устраивает, почему бы не купить продукцию?


Мнения владельцев фермерских хозяйств разделились: некоторые с радостью поддерживают инициативу, другим идея не совсем по душе.


— Думаю, услуга не будет пользоваться популярностью, — считает директор Гродненской областной ассоциации фермеров Владимир Ушкевич. — За продукцию, выращенную с помощью органических удобрений, в Европе платят намного дороже. Мы еще не настолько богаты. Да и потребитель пока вполне доволен, покупая на рынке то, что «приправлялось» калийными, фосфорными удобрениями. Кроме того, сами фермеры пока не готовы отказаться от использования химикатов. Получить хороший урожай с таких полей почти невозможно, прибыли никакой. Смысл тогда выращивать?


А вот руководитель фермерского хозяйства Сергей Лученок с такими утверждениями готов поспорить.


— Взять, к примеру, Польшу, где органическое земледелие начало развиваться в 80–х годах, тогда им занимались пару десятков хозяйств. Сегодня их продукция конкурентоспособна, даже немцы приезжают и скупают. Готовы переплачивать за качество. Думаю, и наших людей пора приучать к натуральным продуктам. А что касается потребительских корзин, так это вообще находка! Особенно для тех, у кого нет дачи. Вот приехали бы к фермеру, полили огурчики, корову подоили. И увезли бы с собой лукошко отборных овощей, баночку свежего молока.


С пикниками, о которых рассказывала Лана Семенас, сейчас затишье. Это и понятно: на носу зима, пробовать, по сути, уже нечего. Но в следующем году их намерены устраивать регулярно. К подобным «дегустациям» смогут присоединиться все желающие. Как знать, возможно, увеличится и число фермеров, готовых наполнить для покупателя корзинку?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter