Багдадский постскриптум

Прошло больше месяца с момента окончания войны в Ираке, однако до сих пор американо-британским оккупационным властям все еще не удалось навести в стране элементарный порядок и наладить работу основных служб жизнеобеспечения.
Прошло больше месяца с момента окончания войны в Ираке, однако до сих пор американо-британским оккупационным властям все еще не удалось навести в стране элементарный порядок и наладить работу основных служб жизнеобеспечения. Все довоенные обещания представителей американской администрации, да и самого Буша оказались пустым звуком.

Маленьким, но неприятным сюрпризом для любителей блицкрига стало сообщение газеты "Вашингтон пост" о том, что американо-британский контингент в постсаддамовском Ираке не только не уменьшается, но даже увеличился на 15 тысяч военнослужащих. Теперь там в общей численности находится 200 тысяч человек. Формирование временного иракского правительства тоже откладывается на неопределенный срок.

Наращивание военного присутствия происходит на фоне дебатов в Совете Безопасности ООН по проекту обновленной американо-британской резолюции по Ираку. Союзники добиваются отмены экономических санкций и ратуют за соответствующие решения и в Совете Безопасности, причем поставив конкретные сроки - до 3 июня.

Напомним, что международные санкции принимались в ответ на угрозу распространения Ираком оружия массового поражения 13 лет назад. Вопрос о снятии санкций возник тоже давно. С этой целью и была создана специальная комиссия по разоружению (UNMOVIC), возглавляемая небезызвестным Хансом Бликсом. До войны комиссии удалось обследовать только 7 из 70 представленных в американском списке объектов. Как мы помним, никакого оружия найти не удалось.

Логично было бы сегодня дать комиссии Бликса возможность окончить свою работу в Ираке. Как говорится, для очистки совести. А если серьезно, то тут гораздо важнее юридическая чистота: ООН вводила санкции, значит, она же должна их и снять, но не на основе честного слова американцев, а в соответствии с выводами международной комиссии.

Но с другой стороны, нельзя не видеть, что после окончания войны в Ираке сложилась принципиально новая ситуация, в которой существующие документы ООН многим кажутся устаревшими. В США и Великобритании хотят, чтобы эта новая ситуация была официально зафиксирована в ООН.

В Париже обеспокоены тем, что авторы резолюции не предлагают ООН сыграть решающую роль в восстановлении Ирака. Французы полагают, что если новая резолюция СБ ООН будет принята, то это станет одобрением войны постфактум. По заявлениям Москвы, одобрение американской резолюции в СБ ООН зависит от учета финансовых интересов России.

Как видно, позиции сторон во многих вопросах взаимоисключающие. Такая принципиальность настораживает, ведь все это происходит на фоне страшного всплеска терроризма, всю ближе и ближе подбирающегося к Европе. Причем организаторы и вдохновители этого явления усиленно сплачивают свои ряды. На пошаговое преодоление разлада между ведущими державами они отвечают куда более быстрым сближением.

Сегодняшнее относительное спокойствие в Ираке завтра может превратиться в конфессиональную резню, которая, вне всяких сомнений, перейдет границы соседних мусульманских стран. Возвращение в Ирак лидера иракских шиитов, ярого сторонника исламской республики Муххамеда Бакир аль-Хакима - очевидный симптом угрозы дестабилизации страны. Иракские сунниты и курды вряд ли будут спокойно смотреть на претензии духовного авторитета шиитов на лидерство в государстве. В этой ситуации нужно как можно скорее приходить к согласию. Потворствовать американо-британским планам, превращая Совет Безопасности в "фиговый листок", нельзя, но и санкции против Ирака перед лицом новых угроз вряд ли целесообразны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter