Багажный PIR

Каждые 90 секунд международные авиакомпании теряют сумки своих пассажиров Это кажется невероятным.
Каждые 90 секунд международные авиакомпании теряют сумки своих пассажиров

Это кажется невероятным.

Но именно такой вывод содержится в исследовании австралийского центра авиации Азиатско-Тихоокеанского региона. Каждый год авиакомпании, базирующиеся

в этом регионе, теряют до 1,5 миллиона единиц багажа (а общее количество перевезенного багажа составляет порядка 400 миллионов единиц), что обходится им примерно в 125 миллионов долларов США. При этом в качестве компенсации за каждую потерю авиакомпании выплачивают в среднем по 83 доллара.

Каким бы это ни показалось странным, но утеря багажа с момента сдачи его пассажиром и до момента доставки к самолету - скорее правило, чем исключение. Как пояснил корреспонденту "СБ" начальник отдела перевозок Национальной авиакомпании "Белавиа" Сергей Павлович, от такой коллизии не застрахована ни одна фирма. Более того, зачастую это происходит не из-за халатности работников авиакомпании, а из-за технологических сбоев в аэропортах.

Всем известно, что при регистрации багажа на него навешивается бирка. И когда чемоданы начинают путешествие по конвейеру к накопителю, где происходит формирование всего багажа на рейс, зацепившись за что-нибудь, они могут потерять свой "документ". А без "бумажки", как известно, даже человек становится "букашкой". Сумки же и чемоданы просто "оседают" в аэропортах. Ведь на пути их следования по транспортерам стоят сканеры, которые, считывая информацию с багажной бирки, выбирают дальнейшее направление следования багажа в зависимости от того, на какой рейс он зарегистрирован. "Безымянные" сумки просто направляются на специальный склад, где сотрудники службы розыска составляют их "портрет" и помещают данные в международную электронную систему розыска. Впрочем, и в работе сканеров тоже может произойти сбой, и тогда, к примеру, вместо Минска ваш багаж отправится в Мадрид, Нью-Йорк или Токио...

В свою очередь каждая авиакомпания имеет собственную службу розыска багажа. Как правило, агенты этой службы находятся в зоне его получения. Именно к ним и должен обратиться пассажир, который, выйдя из самолета, не нашел свои чемоданы. Клиенту предложат заполнить документ, так называемый PIR - "рапорт о неисправности багажа". Потом занесут "потерю" во все ту же электронную систему розыска. И если искомая сумка уже где-нибудь найдена, то спустя сутки-двое счастливый владелец сможет получить свои вещи обратно.

Правда, и тут есть нюанс. Если в багаже находились съестные припасы и за это время они подпортились и начали издавать неприятный запах, то сумка заметно "полегчает", а на ней появится еще одна бирка. Точнее, акт об изъятии и уничтожении скоропортящихся продуктов, составленный сотрудниками соответствующих служб в присутствии таможенников.

Багаж направляется в точку назначения ближайшим рейсом любой авиакомпании. При этом по совместной договоренности авиакомпании оказывают друг другу такую услугу бесплатно. Ведь от прокола не застрахован никто.

Если же не повезет и ваш багаж сразу не найдется, то его будут искать еще в течение 21 дня. А потом неудачливому пассажиру предложат о нем забыть, а в качестве компенсации выплатят около 20 долларов за каждый килограмм поклажи (вес багажа указан в багажном талоне, выданном пассажиру, а предел ответственности авиакомпании оговорен в билете). Сумма не зависит от того, везли ли вы кирпичи или платья "от кутюр". Вот такая несправедливость. Или справедливость - как кому...

Впрочем, если вы очень дорожите содержимым своего багажа, то предварительно его можно застраховать. Однако за время своей работы в гражданской авиации Сергей Павлович не припомнил ни одного случая страхования багажа пассажирами. А еще собеседник "СБ" отметил, что на прямых маршрутах потери багажа случаются очень редко. Чаще это происходит в стыковочных аэропортах, когда пассажир следует сложным маршрутом с пересадками.

В частности, в прошлом году на регулярных и чартерных рейсах "Белавиа" было утеряно 909 мест багажа. Из них 893 найдено, а за оставшиеся 16 клиентам выплачена компенсация. Статистика, как видно, вполне соответствует общемировым тенденциям.

Можно ли как-нибудь вообще избежать потерь? Вряд ли. Однако можно помочь розыску. Бывалые пассажиры уже знают, что наряду с регистрационной багажной биркой не мешало бы наклеить на каждый из чемоданов и так называемые идентификационные бирки. На них обычно указывают фамилию и домашний адрес. Кстати говоря, в Национальном аэропорту "Минск" для этих целей распространяются самоклеющиеся бирки. Но, как отметил Сергей Васильевич, наши люди зачастую указывают свои данные на русском языке. И если багаж потеряется где-нибудь в аэропорту Франкфурта-на-Майне, то там вряд ли кто-нибудь сможет прочитать текст, написанный кириллицей, и скорее всего "русские" чемоданы направят в Москву. А значит, искать придется еще долго.

Впрочем, и в этом, наверное, есть какие-то плюсы. По крайней мере, если не вы, то хотя бы ваш чемодан попутешествует вволю...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter