В 2008 году сборная Беларуси по футболу сыграла с Германией вничью. Что изменилось с тех пор?

Багаж

Вспоминаем маленькую собачку, которая так и не стала большой.

В субботу сборная Беларуси по футболу гостевым поединком против команды Германии завершит очередной многострадальный отборочный цикл, который не принес ей результатов, а болельщикам радости.

2008 год. Германия — Беларусь. Александр Глеб был неудержим.

История почти по Маршаку. Команда сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку... Всего 11 лет минуло, а было будто вчера. Жаркий май. Немецкий город Кайзерслаутерн, стадион «Фриц Вальтер». Товарищеский матч сборных Германии и Беларуси. Умиротворенные лица местной публики на трибунах, в правой руке пиво, в левой — сосиска, а в душе полная уверенность в собственных силах и завтрашнем дне. Перед игрой они смотрели на нас как солдат на вошь и могли назвать фамилию лишь одного игрока белорусской команды. Правда, распевали ее на все лады, выводя трели своими нетрезвыми языками: слово‑пароль Alex Hleb слетало с их уст и уважительно, и грозно, и даже завистливо. Зато после игры, вращая зрачками от удивления, словно они только что увидели высадку инопланетян прямо в штрафной площади Йенса Леманна, бюргеры верещали: «Булига! Булига!» Да‑да, именно после того матча наш форвард Виталий Булыга, оформивший дубль и принесший сборной Беларуси сенсационную ничью, стал знаменит.
Похожа ли сборная Беларуси по футболу на Алису, провалившуюся в кроличью нору?
Это была вторая волна популярности Булыги. Только на сей раз виток его известности, сделав зигзаг, вышел за пределы страны, а реноме — из зоны сарказма и легкой насмешки. Ведь за три года до этого, тоже в мае, но в 2005‑м, имя Булыги дружно склоняла вся страна. Наша сборная тогда под управлением Анатолия Байдачного отчаянно рубилась за мечту — старалась пробить стену невезения и оказаться в числе участников чемпионата мира. Дома играли со словенцами. Шло уже добавленное арбитром время, когда неподражаемый Валентин Белькевич (царствие ему небесное) образцовой передачей вывел форварда один на один с голкипером. Булыга мяч принял, на вратаря посмотрел и пробил в угол. С точностью, увы, не рассчитал — мимо! С таким же свистом команда в очередной раз пролетела мимо мечты — счет так и остался ничейным (1:1), а ведь забей Булыга, все могло повернуться по‑другому. На пресс-кон­фе­рен­ции Анатолий Байдачный был, как всегда, импульсивен, и телевизионщикам пришлось, смущаясь, давать комментарии тренера с его вечным, но на сей раз связывающим почти каждое слово авторским междометием «мля». Тренер много говорил о том, что мы хотели и, самое главное, могли! Что «если бы» в историческом контексте не имеет значения, а «чуть‑чуть» не считается. Сетовал на нереализованные моменты, и в частности на промах Булыги. Тогда‑то он и сказал ту самую фразу, которая в первый раз сделала форварда «мемом»: «Не стреляйте в Булыгу, он играет как умеет». Сегодня эти слова применимы ко всей нашей команде.

2019 год. Беларусь — Германия. Удар Дениса Лаптева — снова мимо.
Фото Александра Кулевского.

Сборную Германии наладивший прицел Булыга расстреливал уже под руководством Бернда Штанге. Штанге был очень горд этой победой над своими соотечественниками (для него та ничья была именно победой) и светился как медный самовар на солнце — блики его радости достигли самых отдаленных уголков нашей страны. И мы вновь поверили, что невозможное возможно: если уж немцев на их поле зацепили (пусть и в товарищеском поединке, зато в их сильнейшем составе), то и выход в финальную часть чемпионата мира отнюдь не фантастика. И снова болели, и снова кричали на стадионах до хрипоты, снова радовались до слез и рвали на себе волосы от отчаяния. А потом Штанге тоже выступил на пресс‑конференции и растоптал все, что в нас было. В том числе и свою репутацию. Он, конечно, был прав, но вывалил эту правду в массы без предупреждения и в момент глубокого нервного надрыва, когда чувства были накалены, словно доменная печь. Слова его оказались как порох, потому и сдетонировали. Случилось все после домашнего матча с хорватами (они сейчас вице‑чемпионы мира, между прочим), в котором сборная Беларуси обидно уступила 1:3, хотя сражалась отчаянно и пыталась выжать из себя максимум. Штанге был явно расстроен и не сдержался: «Надо быть честными перед самими собой и признать, что сегодня победила более сильная команда. Мы хотели сотворить чудо, но не получилось. Мы были как маленькая собачка, которая хотела укусить большую, однако не удалось...» Лучше бы он этого не говорил.

Фото by.tribuna.com

А сегодня приходит понимание: черт возьми, пусть мы и были маленькой собачкой, но хотели быть большой! Мы к этому стремились. Мы в это верили. И бились с хорватами, которые доросли до финала чемпионата мира! И со сборной Украины были на равных, а они нынче досрочно отобрались на чемпионат Европы‑2020! И Англии так просто не уступали, забивали им дома и старались огрызаться в гостях! А команду Казахстана били и в хвост и в гриву — 5:1 и 4:0 по сумме двух матчей! В нас жила страсть и не было угрюмой, унылой беспомощности. Поэтому и не простили тогда Штанге его «собачку», хотя он был на сто процентов прав.

И вот в субботу нам снова играть со сборной Германии. Сборной нынче руководит Михаил Мархель, возглавивший ее после череды смен и отставок: за Штанге был Кондратьев, потом Хацкевич, потом Криушенко... Теперь нашу сборную можно сравнить не с маленькой собачкой, а скорее с Алисой Льюиса Кэрролла, провалившейся в кроличью нору: «Мне кажется, что если бы я свалилась с крыши даже самого высокого дома, то это было бы не так необычно, как провалиться в такой колодец. Неужели этому не будет конца? Хотелось бы мне знать, сколько километров успела я пролететь за это время?»

В преддверии последнего поединка отборочного турнира чемпионата Европы‑2020 от сборной Беларуси никто ничего не ждет. Не сердится на нее за неудачи, не хватается за сердце после промахов нападающих.

Михаил Мархель.
Фото Александра Кулевского.

Мы играем большей частью в серый, безликий футбол, ни на что не претендуя. В своей группе смогли с горем пополам победить лишь эстонцев (2:1 в гостях), но ничего не сделали с ними дома — скучные 0:0. Накануне последнего боя в Германии, пусть и не важного с турнирной точки зрения, вокруг тишь да гладь — в наших душах на пепелище надежды поселилось равнодушие. Михаил Мархель дает дежурное интервью, в котором говорит дежурные фразы: «Хотелось бы на мажорной ноте завершить турнир... Хотим показать достойную игру...» И мы в ответ киваем. Молча соглашаемся. Смирились. Привыкли. Перестали сопротивляться и мечтать. Что‑то в нас за эти 11 лет погибло.

Где ты, злая маленькая собачка, бесстрашно бросавшаяся на волкодавов?

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter