«Бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?»

Анастасия Гриненко по-своему «прочитала» «Красную Шапочку»

Анастасия Гриненко по-своему «прочитала» «Красную Шапочку»

Красная Шапочка уже давно вышла за пределы народной сказки, несколько веков назад обработанной Шарлем Перро и чуть позже записанной братьями Гримм. На основе этого сюжета сделано множество других произведений, фильмов, на них выросло несколько поколений. Следующее, нет сомнений, особенно запомнит бессмертную киноленту Леонида Нечаева, снятую в 1977 году, и спектакль Анастасии Гриненко «Красная Шапочка. Поколение next», премьера которого состоится в Белорусском государственном академическом музыкальном театре 27 марта.

Почему молодой режиссер решила взяться за «Красную Шапочку»? Случайность. Конечно, как и все дети, Анастасия любила фильм Леонида Нечаева. Но переносить его на сцену не собиралась. У нее были другие предпочтения. Героем первого спектакля Гриненко в музкомедии стал доктор Айболит, потом были «Бременские музыканты». Но режиссер мечтала оживить Буратино. Этим как-то и поделилась с Алексеем Рыбниковым, который приезжал в Беларусь на премьеру «Юноны» и «Авось». Композитор тогда идею не оценил, предложил взяться за «Красную Шапочку», музыкальные номера к которой он собирался писать для театра Натальи Дуровой. Тогда, можно сказать, каждый остался при своем. Но Настя все же поставила шикарный детский мюзикл «Буратино.by», за который на III Международном театральном форуме «Золотой Витязь» получила главный приз. Кстати, Алексей Львович тоже остался в восторге от работы молодого белорусского режиссера.

Но несмотря на это, в ближайшее время она не собиралась продолжать сотрудничество с известным композитором. Все за нее решило руководство родного театра. О том, что «Красная Шапочка» стоит в планах на 2010 год, она узнала, вернувшись из Екатеринбурга, куда на один год ее с мужем-балетмейстером Дмитрием Якубовичем забросила жизнь. И Гриненко сразу с головой погрузилась в работу. Но все оказалось сложнее, чем предполагалось.

— Я знала, что в театре Рыбникова идет спектакль про Красную Шапочку, — говорит режиссер. – Это облегчало мою работу. Но позвонив композитору, поняла, что там собрано лишь несколько песен, которые он написал к фильму Нечаева. Нам этого было мало: мы рассчитывали на серьезный двух-актный спектакль. Поехала к Рыбникову. Но он, открыв свою папку «Красная Шапочка», и сам удивился: она была практически пуста, там лежали лишь ноты всем известной дорожной песенки, которая множество раз переиздавалась.

Словом, клавир отсутствовал. А как исполнить музыку, если нет нот? За дело пришлось взяться дирижеру Николаю Макаревичу.

— Какой у меня был выход? Ставить диск с фильмом, надевать наушники и на слух записывать ноты, — говорит Николай Владимирович. – В итоге я так и сделал. Но сперва пошел другим путем. Отправился в Национальную библиотеку, где нашел только небольшой нотный отрывок песни о звездах. Покопался в Интернете, сидел на форумах, просил людей помочь, но ничего не нашел. В итоге взял диск и весь отпуск на слух писал клавир.

Работа сложная, и теперь Николай Макаревич с волнением ждет оценки Рыбникова. Ведь значительная часть музыки в фильме звучит за кадром, едва уловима, потому иногда приходилось «додумывать». Но и тех песен, которые «выудили» из киноленты, было мало. Пришлось еще кое-что взять у композитора, в том числе музыку из фильма «Усатый нянь».

И только когда был готов нотный материал, Анастасия взялась за либретто. Она изначально знала, что уйдет далеко за пределы классической сказки и любимого фильма «Про Красную Шапочку». Время сейчас другое. Современным детям нужен современный сюжет. И Гриненко его сделала. У нее получились три Красные Шапочки: дочка, мама и бабушка.

В новом прочтении девочка выросла, стала успешной бизнес-леди и отправилась в командировку в Африку (помните, «В Африке реки вот такой ширины/В Африке горы вот такой вышины…»). Дочка осталась дома одна, и волки, желая отомстить, через Интернет завлекли ее в свое волшебное королевство. По дороге с юной Красной Шапочкой и случаются разные приключения. Финал значительно отличается от киношного, причем все «прочитают» его по-своему.

Будет ли этот сюжет интересен детям?

— Конечно, — уверена народная артистка Беларуси Наталия Гайда, которая играет бабушку. – Старая сказка современным детям не интересна. Им нужен виртуальный мир, в который нас и погружает режиссер. Это подтверждает и «Буратино.by», от которого дети в полном восторге. Анастасия Гриненко идет в ногу со временем, создавая такие произведения.

Тут же возникает вопрос: а не будет ли эта работа режиссера слишком похожа на предыдущие, тем более что ее делает все та же команда?

— Нет, — убежден Николай Макаревич. – Отвечу за музыкальную часть. Получается очень сильный спектакль. Над аранжировкой работают два человека, и я, как автор клавира, постоянно вношу какие-то дополнения.

— Делаю все возможное, чтобы все мои работы отличались, создаю другую атмосферу, — говорит Анастасия. — «Красная Шапочка. Поколение next» — это более серьезный спектакль, там есть драматический сюжет. Будут сложные декорации, яркие костюмы, видеоэффекты. Дмитрий Якубович придумал необычную хореографию: помимо прочего, будут даже рэп и классический балет.

Что ж, осталось дождаться премьеры…

На снимке: Анастасия ГРИНЕНКО (справа) и Николай МАКАРЕВИЧ во время репетиции.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...