АЗС на... рапсовом поле. Дизель маслом не испортим

Как, однако, в этой жизни все завязано в плотный узелок! Занимаешься одной проблемой – выходишь на другую. Еще не решил ее, а уже маячат третья, четвертая. И все разные такие… Но нити каждой незримо и крепко завязаны на тебе, твоей повседневной жизни. Ни одну не обрубишь!..
Глава государства Александр Лукашенко поручил правительству проработать вопрос о целесообразности использования рапсового масла в качестве дизельного биотоплива. Что сделано? Поскольку в Совете Министров вопросы АПК курирует заместитель премьер-министра Иван Бамбиза, на его плечи и легла ответственность по привлечению творческих сил всех заинтересованных ведомств, чтобы совершить мозговой штурм по поиску нового альтернативного вида топлива. Сразу хочу отметить, что и правительство, и ученые, и практики поняли поставленную задачу не только как народно-хозяйственную, но и как политическую. Наиболее ясно, на мой взгляд, на сей счет высказался генеральный директор предприятия «Унихимпром БГУ» Александр Якубеня: «Надоело нам, белорусам, слушать упреки Запада о том, что мы полуграмотные, чуть ли не ходим в лаптях и лыком подпоясаны». Говоря откровенно, энтузиасты этого дела уже не первый год вплотную прорабатывали вопрос о дизельном биотопливе. Иван Бамбиза с присущей ему энергией подключил к делу интеллектуальный потенциал НАН Беларуси, концерна «Белнефтехим», Института земледелия и селекции, концерна «Белгоспищепром», министерств сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, экономики, финансов и др. Особая роль была отведена Институту физико-химических проблем БГУ и «Унихимпрому БГУ». Работа шла энергично, анализ надо было представить в правительство не позднее 1 ноября. Документ подготовили вовремя. До конца года проблема, возможно, будет рассмотрена на заседании президиума Совмина. Заместитель директора Института физико-химических проблем Владимир Симирский рассказывает о сделанном: — За последние годы мы провели большой объем научно-исследовательских работ по созданию нового топлива.. И довольно успешно. Технология производства уже готова, ее поручили реализовать (пока экспериментально) «Унихимпрому БГУ». Конечная цель такова: получить альтернативный вариант, по качеству и цене не уступающий западным образцам. Установки биодизельного топлива успешно дают продукцию в Чехии, Германии, Австрии, Франции и других странах. — Вы упомянули о цене… — Вопрос философский. Я бы ответил на него так: нефтепродукты и газ дешеветь не будут. Это точно. Подсчитано, что разведанных запасов углеводородного сырья в России осталось всего на 11 лет. Следовательно, придется активизировать поиски новых залежей. Где взять деньги? Увеличить цену на нефть и газ. Мы же создаем топливо в каком-то смысле вечное. Рапс добывать в шахтах и скважинах не надо. Это постоянно возобновляемый источник энергии: засевай, собирай урожай, производи биотопливо, при этом не надо менять конструкцию двигателей. Не придется перестраивать и автозаправочные станции. Хватит ли у нас сырья, есть ли мощности для его использования и что вообще мы будем иметь? Вот расчеты ученых Института земледелия и селекции, обобщенные его директором Михаилом Кадыровым. Аграрники считают, что в Беларуси климатические условия позволяют возделывать озимый и яровой рапс ежегодно с учетом севооборота на площадях до 630 тысяч гектаров. Другими словами, климат не ставит пределов для расширения посевных площадей. При урожайности 20—30 центнеров рапса на круг затраты на его возделывание не только окупаются, но даже приносят весомую прибыль. Мы сегодня засеваем от 90 до 120 тысяч гектаров и получаем валовой сбор маслосемян от 95 до 160 тысяч тонн. Перерабатывающие мощности пока рассчитаны примерно на 109—110 тысяч тонн. Пока этого достаточно. — Но сколько надо производить рапса, чтобы закрыть топливный вопрос? – спросил я Александра Якубеню. — Если АПК стабильно будет получать миллион тонн маслосемян, — ответил он, — то он сможет полностью обеспечить страну ценнейшим диетическим высокоочищенным растительным продуктом (100 тысяч тонн масла), животноводство – белковыми добавками (жмых и шроты пока приходится в значительной мере закупать за рубежом). Наконец, получим примерно 500 тысяч тонн биодизельного топлива. По данным «Белнефтехима», в минувшем году Беларуси потребовалось 1740 тысяч тонн дизельного топлива. Из них село потребляет обычно около 700 тысяч тонн. Вот и считайте, как можно ослабить энергетическую зависимость села от дорогих поставок нефти и нефтепродуктов. Полагаю, Минсельхозпроду пора глубоко проработать изменение структуры посевных площадей, создать с агронаукой сорта рапса с высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот (90—95%) типа high oleic, научиться его возделывать. Кое-кто сомневается: мы, дескать, не можем переработать иной год (вроде нынешнего) и полученный урожай, а вы толкуете о миллионе тонн рапсового зерна. Скептики напрасно думают, что правительство бездействует. Если «рапсовый» проект станет составляющей проекта Государственной целевой программы «Энергетическая безопасность Республики Беларусь на 2005—2010 годы и на период до 2020 года», наладится у нас и переработка. Нынче летом пущен в строй Скидельский завод по выпуску рапсового масла, возобновились когда-то начатые пробы по выпуску биодизеля в Поставском районе. Наконец, Александр Якубеня сообщил мне еще одну приятную новость: в Новоельне на основе разработок ученых завершается монтаж экспериментальной установки по производству рапсового биотоплива. Первая партия в 10 тонн будет готова уже через несколько недель. Так что если рапсовый проект будет востребован, ожидается большая выгода. Но успех во многом будет зависеть от совместной работы министерств и ведомств, под патронатом Совмина неплохо было бы создать специальный координационный центр. Противников получения биотоплива нет, напротив, есть немало энтузиастов. Конечно, есть сомневающиеся. Но у сторонников уже подготовлена государственная целевая программа «Дизельное биотопливо» до 2007 года. Перед глазами специалистов — отличный чешский опыт. Там, разработав и обкатав топливный проект, покрыли страну сетью небольших заводов по выпуску биодизеля. Теперь торгуют своей технологией, зарабатывая стране немалые деньги. Поэтому представляется, что разговор в правительстве по рапсово-топливной теме будет деловой, взвешенный и результативный. Николай ВАСЬКОВ, «Р»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter