Азбука жизни

Указом Президента для госорганов установлен единый порядок работы с гражданами
Указом Президента для госорганов установлен единый порядок работы с гражданами

Рано или поздно каждому из нас при решении обычных житейских вопросов, будь то оформление квартиры в собственность или права вступления в наследство, приходится обращаться в различные инстанции за получением справок и документов. До последнего времени необходимость посещения ЖЭСа, БТИ или нотариальной конторы мало у кого вызывала энтузиазм. Бесконечные очереди, неудобный режим работы, отсутствие необходимой информации в доступных для посетителей местах...

Год назад после памятного выступления Президента, подвергшего резкой критике бюрократизм и волокиту в государственных учреждениях, ситуация начала выправляться. Удобным для граждан стал график работы многих организаций, с июня на принцип «одного окна» перешли нотариальные конторы. И вот еще одна заслуживающая внимания новость: Указ Президента N 432, подписанный 13 сентября, вводит единые требования к постановке работы с гражданами во всех государственных органах и иных государственных организациях. Заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич в интервью БЕЛТА сказала, что этот документ направлен на реальное внедрение во всем государстве принципа «одного окна».

По ее словам, документом изменен порядок законодательного регулирования решения вопросов, с которыми наиболее часто сталкиваются наши граждане. Сейчас если человеку нужно получить какую–то справку, он зачастую не может понять, что нужно делать, потому что все рассредоточено по различным документам. Есть закон, указ, постановление Совмина и еще 20 различных инструкций министерств, ведомств и т.д.

Отныне все нормы по решению какого–то вопроса будут сосредоточены в соответствующем правовом акте, содержащем исчерпывающий перечень документов, которые гражданину необходимо предъявлять. Человек сможет, изучив один документ, реально представить, что ему надо делать, куда идти, какие справки получить и даже сколько за это заплатить. «Такая систематизация законодательства направлена на то, чтобы решение какого–либо вопроса не отдавалось на откуп различным ведомствам, а происходило комплексно», — сказала Наталья Петкевич.

Она отметила, что указом запрещается требование у гражданина иных документов, кроме тех, которые будут прописаны в правовом акте. Так что теперь в ЖЭСе или исполкоме не станут придумывать какие–то дополнительные справки, чтобы «на всякий случай уточнить». Если чиновникам это нужно, им придется уточнять самим.

Кроме того, новыми правилами запрещено запрашивать у человека документы, если организация может получить их сама: допустим, выписки из реестров, регистров, банков данных, которые она ведет.

Срок выдачи справок при необходимости проведения специальной проверки не может превышать 15 календарных дней, а в случае запроса сведений или документов от других госорганов — одного месяца. При этом справки будут действительными, как правило, не менее полугода.

Бывает и так, что сотрудник ведомства в отпуске, заболел или отлучился по своим делам. Кабинет закрыт, приема граждан нет. Особенно такая ситуация знакома жителям небольших городов. Наталья Петкевич подчеркнула, что указом Президента категорически запрещается прекращать прием граждан и выдачу документов по причине отсутствия уполномоченного работника. «Это должны быть проблемы соответствующего руководителя, люди страдать не должны», — заявила она.

Кроме того, указ обязывает госорганы размещать в доступном для граждан месте информацию об их структуре, руководителях, режиме работы и приеме граждан.

«В указе все написано четко и понятно, важно сейчас внедрить его в жизнь, — заявила Наталья Петкевич. — По большому счету, бюрократизм и волокиту создает каждый из нас на своем рабочем месте. Если мы сами не возьмемся за дело и не будем, работая, думать о других, то, конечно, реальное воплощение этих нормативных предписаний будет проблематично».

Подписанный Президентом документ нацелен на то, чтобы существенным образом изменить организацию работы в различных госструктурах. По словам Натальи Петкевич, сейчас ведется разработка еще ряда правовых мер, направленных на достижение этой цели, в частности будут упорядочены вопросы, связанные с пропиской.

А первые результаты работы государства по дебюрократизации уже заметны. «Переход нотариальных контор на принцип «одного окна» люди восприняли на ура, — сказала мне заведующая минской городской нотариальной конторой N 1 Светлана Гуринович. — Теперь от них требуется одно — прийти к нам, предъявить паспорт и заказать необходимый документ. Все остальное, в том числе и получение нужных справок в других учреждениях, сделают наши специалисты». С нового года, когда президентский указ полностью вступит в силу, подобные принципы работы с гражданами должны стать нормой во всех государственных организациях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter