Азбука на все времена

Музей истории белорусской литературы расположен в одном из самых привлекательных мест нашей столицы - в Троицком предместье.
Музей истории белорусской литературы расположен в одном из самых привлекательных мест нашей столицы - в Троицком предместье.

Но то ли мешает близкая к его дверям шумная магистраль, улица Максима Богдановича, то ли все больше жизнь из Троицкого "перебегает" в отстраивающийся не по дням, а по часам Верхний город, но в храм отечественной словесности лишь изредка заглядывают посетители.

А зря, тем более сейчас, когда появился хороший повод почтить своим вниманием этот милый старинный домик в центре Минска, ибо проходит в нем хорошая выставка - "Ад А да Я: з гiсторыi буквара".

Выставка совпала сразу с двумя праздниками - Днем знаний, когда и отворились для публики двери ее залов, и Днем белорусской письменности.

- И стар и млад, придя на выставку, вспомнит о годах своей учебы и сможет сравнить, как познают основы грамотности современные белорусы и как обучались азбуке наши предки, - раскрывает идею новой экспозиции директор литературного музея Лидия Макаревич. - Для этого мы сделали стенды по каждой из эпох: средневековье, начало ХХ века, годы белорусизации в БССР и период борьбы за национальную школу на оккупированном Польшей в 20 - 30-е годы западе страны, период войны, а также последние полвека. Поэтому начинается наша выставка страницами из старопечатных букварей и кончается компьютером, ставшим теперь главным орудием добывания знаний.

Младших посетителей выставки, конечно, многое удивит, а значит, заинтересует. Они уже не знают, что такое портреты вождей на стенах классов, почти вышла из обихода школьная форма. Вот и висит в "обнимку" с пионерским барабаном скромный коричневый костюмчик школьницы 80-х годов прошлого века, перевязанный галстуком. Это из атрибутики. А из орудий познания грамоты что видим? Пожалуйста, от самого начала до конца ХХ века - оригинальные дневники, прописи, похвальные листы и грамоты: есть что сравнить, о чем задуматься. Дневники с царских времен, к примеру, совсем не изменились, разве что почерки заполнявших их учеников годились бы на выставку каллиграфии, не то что нынешние... Об этом хочется пожалеть. А вот прописи - та же косая линейка, оценки красным карандашом - стиль одинаков: что в 10-е, что в 50-е годы. Традиция, одним словом, - крепкая вещь. Разве только программы ныне более пестрые, в прежние времена как-то более строго с этим было.

По каким же пособиям учились грамоте белорусы, скажем, в канун революции? В официальном употреблении были, естественно, общероссийские учебники, а вот для народных школ допускались и национальные, как, к примеру, для самых младших, - "Першае чытанне для дзетак беларусау" Алоизы Пашкевич (Цетки), а для более "продвинутых" - "Другое чытанне" Константина Мицкевича (Коласа).

А в пору, когда ребятишки в советской Белоруссии в 20-е годы имели выбор между разными авторами и "падручнiкамi" на родном языке, их однолетки на запад от станции Негорелое были вынуждены учиться по польским книгам. Но национальные деятели старались и здесь нести родное слово подрастающему поколению. "Лемантары", "Чытанкi" Л.Горецкой, С.Павловича, А.Смолич выходили в то время в Вильно. В Минске самым известным был букварь Степана Некрашевича. После того как этот известный языковед был репрессирован, составлять азбуки пришлось другим авторам: по книжкам Н.Сивко, к примеру, занимались как до, так и после войны. Любопытно, что на одной из фотографий военного времени запечатлена девчонка в землянке с "Родным словам" - война войной, а учебный процесс шел...

Вот так, от лучины до современной люминесцентной лампы, от котомок до ранцев и современных рюкзаков, от доступных только высшим слоям азбук Ивана Федорова и Мелетия Смотрицкого до букваря Анатоля Клышки, который для всех и на все времена, прошла наша история "от А до Я".

"Азбука на ›се часы" - так просто и в то же время по-философски озаглавил свою недавно вышедшую книгу, посвященную буквам и их чтению, Марат Ботвинник, человек, которому мы обязаны единственной пока историей отечественного букваря. Он пришел на открытие выставки и был рад за себя и своих героев: не только мастеров-книжников, но и за нас - тех, кто рано или поздно познавал мир через буквы.

P.S. Кстати, будете в Музее истории белорусской литературы, загляните и на другие его выставки: на постоянную экспозицию "Поклiч" - о нашей литературе 20 - 30-х годов минувшего столетия, а затем пройдите на выставку, посвященную Алесю Адамовичу, - до ее закрытия осталось менее месяца.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter