Азбука безопасности

Защитная реакция для пешехода

Защитная реакция для пешехода


Наше жизненное пространство в городах очерчено краем проезжей части, переход через дорогу строго регламентирован, над нами нависают светофоры. В этом мире условностей самыми уязвимыми, пожалуй, остаются пешеходы. Они не защищены корпусом автомобиля, но вынуждены каждый раз идти наперерез железному потоку.


Увы, даже на «зебре» нельзя чувствовать себя в полной безопасности. Риск попасть под колеса лихача велик, даже если строго следовать ПДД. Как выжить и не пострадать на улице или трассе? Не отчаивайтесь! В 95 случаях из 100 спрогнозировать критическую ситуацию на дороге можно.


Этой публикацией мы устраняем упущение в вопросе о несправедливо забытых еще одних участниках дорожного движения. Ведь почти все статьи на автомобильную тему адресованы водителям. Хотя пешеходов гораздо больше! Стоит нам покинуть уютный салон автомобиля, как и мы становимся обычными прохожими. Выходит, советы сотрудников ГАИ и психологов будут полезны всем.


Предупреждение № 1


Есть ли смысл повторять непреложную истину: переходите дорогу только в положенном месте? Дисциплинированный пешеход и без напоминаний пойдет через «зебру». А нарушителей, быть может, убедит опыт старушки, пересекавшей дорогу в Минске, несмотря на плотный поток, вопреки ПДД. Водитель одного из автомобилей в последний момент увидел нарушительницу, ему просто ничего не оставалось, как вырулить в столб. Конечно, машина — вдребезги, но все остались живы. Бабушка вину признавала до того момента, пока страховая компания не выставила ей регрессный иск за разбитый автомобиль на 2.000 евро...


Предупреждение № 2


Мало переходить дорогу по «зебре». Нужно делать это умело. Не один раз наблюдал за прохожими, которые, не выглядывая из–под зонтика, выскакивают наперерез машинам. «Как они не понимают, что остановить автомобиль сразу невозможно?» — возмущаются автолюбители на форумах в Интернете. Да, переход — территория, на которой преимущества у пешехода. Но будет ли вам легче от правоты, если вас, тьфу–тьфу, собьют? Вряд ли.


Поэтому обозначьте свое твердое намерение перейти дорогу. Как? Например, поставьте ногу на переход, не перенося веса тела, чтобы в случае чего можно было быстро отпрянуть. И наблюдайте за реакцией водителя — притормозит или нет.


— А вот показывать жестами, дескать, стоп, машины, я бы не советовал, — говорит начальник отдела дорожно–патрульной службы УГАИ МВД Юрий Литвин. — Водители могут не так понять. Некоторые, знаю, останавливаются, думая, что люди голосуют. А другие и вовсе выкрикивают оскорбления.


Предупреждение № 3


Выходя из подъезда, будьте готовы ко всему. Дворы — это особая территория, на которой слишком много объектов. Обзорность ограничивают припаркованные машины, кусты, столбы. А автомобили ездят иногда с большим превышением. По правилам дорожного движения, и здесь всегда прав пешеход. Но кто это учитывает?


— Был недавно случай в Московском районе Минска, — припомнил заместитель начальника отдела дознания Минской ГАИ Олег Холоднов. — Женщина выгуливала собачку. Породистый пес выбежал из–за машины и попал под другой автомобиль. Это тоже считается ДТП. Прохожим не нужно рассчитывать на сознательность водителей, старайтесь не выходить резко из–за угла дома или стоящей машины, учитывайте интенсивность движения утром и вечером.


Предупреждение № 4


Движение на трассе разительно отличается от городского. Скорости выше, а времени среагировать меньше. Тут может быть два совета: идите по самой кромке проезжей части и навстречу потоку.


— Да, это неприятно, когда фары светят в лицо, — признает Юрий Литвин. — Но лучше видеть опасность и вовремя среагировать, чем покорно принимать удар сзади. Особенно пешеходам нужно быть внимательными, когда две машины движутся навстречу друг другу. В момент их встречного разъезда для водителей резко уменьшается видимость.


Предупреждение № 5


Кстати, световозвращающие элементы не дают права ходить, где придется. Помните, что они спасают в 85 процентах случаев! И вообще, задумывайтесь, заметны ли вы. Серьезно. Многие, надев темную одежду, считают, что их прекрасно видно и в темноте. На самом деле вечером или ночью человек в свете «ближних» фар «появляется» для водителя на расстоянии 25 — 35 метров. Шансов предотвратить аварию очень мало.


— Особенно это касается тех, кто голосует на трассах, — акцентирует внимание Юрий Литвин. — Они почему–то считают, раз вскинули руку, то имеют право выходить на дорогу. Но водители ведь их не видят...


Предупреждение № 6


Одного пешехода водители пропускают на «зебре» неохотнее, чем несколько человек. Почему?


— За реакцией одного пешехода водитель следит и пытается прогнозировать его действия, — Юрий Литвин за время работы в ГАИ хорошо изучил психологию водителей. — А когда к «зебре» приближается несколько человек, то это сделать сложнее. И автомобили притормаживают. Я бы хотел обратиться к пешеходам: пожалуйста, учитывайте обстановку. Если идет сплошной поток, а вы один–одинешенек, то, может, лучше пропустить поток автомобилей, а не упрямиться и проявлять ненужную принципиальность? Будьте благороднее!


Предупреждение № 7


Не переходите дорогу наискосок. Во–первых, увеличите себе путь по проезжей части, а это уже риск. Во–вторых, получится, вы неминуемо выйдете за зону разметки. Водитель поворачивающей машины может не заметить вашего маневра и продолжить движение.


Предупреждение № 8


Не пытайтесь обманывать сотрудников ГАИ! Таких случаев, увы, немало.


— Иногда звонят из больницы, мол, пострадавшего сбила машина, — рассказывает о тенденции Олег Холоднов. — Приезжаем, опрашиваем, проводим предварительную проверку. И выясняется, что он был пьян и подрался с кем–то... Был такой случай в Минске. Мы даже начали розыск машины. Но оказалось, «пешеход» пытался скрыть то, что получил травмы в состоянии алкогольного опьянения во время работы на погрузчике. Привлекли обманщика к ответственности за дачу заведомо ложных показаний.


Предупреждение № 9


То ли в шутку, то ли всерьез на одной из встреч автомобилистов с представителями ГАИ кто–то предложил штрафовать за разговоры не только водителей, но и пешеходов, когда те болтают по телефону, переходя дорогу. Тогда сотрудники ДПС восприняли инициативу с улыбкой.


— Впрочем, здравая логика в этих рассуждениях есть, — считает Олег Холоднов. — Ведь внимание у разговаривающего по телефону отвлечено? Отвлечено. Значит, переходящий дорогу может посмотреть не на «свой» сигнал светофора, не заметить приближающуюся машину. Не меньше рискуют меломаны, слушающие плейеры. Вдруг на вызов едет «скорая» или милиция? А звуки сирены заглушают аккорды какой–нибудь модной группы. Зачем умышленно ограничивать восприятие дорожной обстановки?


Предупреждение № 10


Не подходите к краю проезжей части по нескольким причинам. Во–первых, одежда будет чище. В дождливую погоду машина может окатить грязью: ямы водителю не всегда видны. Во–вторых, берегитесь боковых зеркал подъезжающего к остановке общественного транспорта. Автобусы и троллейбусы не раз задевали пассажиров. Управлять многотонной машиной и так непросто. Не усложняйте задачу водителю! В–третьих, край тротуара — тоже зона опасности. Мало ли что может произойти в бурлящем автомобильном потоке! Кого–нибудь, например, подрезали, он инстинктивно уходил от столкновения и выехал на остановку.


Предупреждение № 11


Если есть возможность выбирать, то пересекайте дорогу через регулируемый переход. В случаях, когда приходится обойтись без помощи светофора, старайтесь перейти быстро и учитывайте, что из–за остановившихся машин вас не видно. Будьте внимательны и, только убедившись, что никто не мчится на огромной скорости, продолжайте путь.


— Но ни в коем случае беспричинно не изменяйте скорости движения и резко не останавливайтесь, — предупреждает Олег Холоднов. — Это может дезориентировать водителя.


Предупреждение № 12


Не отвечайте на агрессию и не провоцируйте конфликт. Резкая реакция водителя не адресована лично вам. Любой другой пешеход мог оказаться на пути хама. Тем более не следует вступать в словесную перепалку или пинать колесо его машины ногой.


— Случается, водители умышленно за
ставляют пешеходов или перебегать дорогу, или вовсе отпрянуть. Машина вроде бы и пропускает, но в то же время продолжает движение, пусть и с небольшой скоростью, — рассказывает Олег Холоднов. — Запомните номер и марку автомобиля дорожного хулигана и напишите заявление в ГАИ. Будем разбираться.


Предупреждение № 13


Выходя из машины, водитель или пассажир автоматически становится пешеходом. И вот тут его подстерегает опасность. Только убедившись, что сзади никто не едет, открывайте дверь. Очень часто из–за неосмотрительности пассажиров и водителей происходят дурацкие ДТП.


Не менее внимательными будьте на трамвайных остановках. Многие, особенно неопытные водители, напрочь забывают о том, что и здесь нужно пропускать пешеходов. Только когда поток остановился, ступайте на проезжую часть.


Предупреждение № 14


В прошлом году в авариях погибли 65 детей. Ответственность за их жизни полностью лежит на плечах взрослых. Составьте со своим ребенком маршрут из дома в школу и обратно. Исключите опасные места и нерегулируемые пешеходные переходы (если это возможно), проинструктируйте, как действовать в опасной ситуации.


Компетентно


Юрий Литвин, начальник отдела дорожно–патрульной службы УГАИ МВД:


— В прошлом году с участием пешеходов произошло 2.848 аварий. Это меньше по сравнению с 2007–м на 14,6 процента. Но почти в каждом втором ДТП были виноваты именно пешеходы. Удручающая статистика, характеризующая уровень культуры. Ведь многие, только окончив автошколы, понимающе кивают головой: теперь я знаю, почему так важно переходить дорогу в положенном месте. Кстати, все домыслы о том, что якобы сотрудники ДПС не обращают внимания на нарушителей–пешеходов, не имеют никаких оснований. Сначала мы убеждали всех, например, носить световозвращающие элементы, а потом упрямцев пришлось штрафовать. Многие были в прошлом году наказаны рублем. Но не это главное. Нам важно, чтобы люди комфортно и безопасно пересекали проезжую часть, число жертв аварий сокращалось. В этом году продолжим программу «Минус 100». Перед нами стоит прежняя задача.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter