Поклонники таланта актера и режиссера Владимира Басова отмечают 100-летие со дня его рождения

Азартный мастер

Объем того, что сделал Владимир Басов, поражает: более 20 разноплановых картин снял как режиссер, написал 14 сценариев, сыграл около 80 ролей… Зрителям запомнились его колоритные персонажи в фильмах «Бег», «Большая перемена», «Москва слезам не верит», «Дни Турбиных», «Приключения Электроника», «Мимино», «По семейным обстоятельствам» и многих других. Дважды он сыграл на «Беларусьфильме» у режиссера Леонида Нечаева в сказках «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку». 28 июля исполняется 100 лет со дня рождения Владимира Басова.

Путь к мечте

Он родился 28 июля 1923 года в Белгородской области России в семье комиссара Павла Басултайнена, финна по национальности, и Александры Ивановны, дочери покровского священника. Артист имел русские, грузинские и финские корни. Родители перемещались с места на место. Отец, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии и погиб в 1931 году.

Володя учился в разных школах страны.

В 1941-м пришел поступать во ВГИК, но планы нарушила война. До сих пор доподлинно неизвестно, правда ли, что в начале войны Басов прибавил себе год, чтобы пойти на фронт. Как бы там ни было, войну он закончил в звании капитана, имея все шансы остаться на военной службе и сделать карьеру, однако предпочел исполнить давнюю мечту и в 1947 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Он важно расхаживал в гимнастерке на глазах у восторженных студентов, видевших в нем мужественного защитника Родины, опытного человека.

Свою любовь к кинематографу Басов в мемуарах объяснял так: «Просто с самого раннего детства жило во мне неизвестно откуда взявшееся, совершенно не поддающееся определению желание подражать, имитировать, лицедействовать».

Он окончил ВГИК в 1952 году, был принят на «Мосфильм» и сразу стал много снимать. В его режиссерской фильмографии 20 картин (некоторые состоят из нескольких серий), среди которых военная лента «Школа мужества», экранизация пушкинской «Метели» и романа Юрия Бондарева «Тишина», четырехсерийный фильм о разведчиках «Щит и меч» (его и сегодня многие зрители считают эталонным в своем жанре), трехсерийная драма «Дни Турбиных» по произведениям Булгакова, детектив «Опасный поворот», «Время и семья Конвей», «Семь криков в океане» и другие работы.

Сниматься Басов начал в 1950-е. Старт его актерской карьере дал эпизод в лирической комедии «Я шагаю по Москве», в которой он сыграл полотера, разбирающегося в литературе. В картине Георгия Данелии много уморительных эпизодов, но сцена с Басовым — одна из самых запоминающихся. После выхода картины на экраны его стали наперебой приглашать на кинопробы.

«Я шагаю по Москве»

Галерея характеров

Владимир Павлович обладал удивительной способностью превратить даже самую маленькую роль в шедевр. Это ли не мастерство?! А было сыграно столь разного: милиционер в «Операции «Ы…» с его бессмертной фразой: «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?», Мышлаевский в «Днях Турбиных», тараканий царь Артур в «Беге» Алова и Наумова. Привели зрителей в восторг циничный фотограф из «Большой перемены» и маклер Эдуард с его сложной системой паролей из комедии «По семейным обстоятельствам».

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Волк из сказки «Про Красную Шапочку» и Дуремар в «Приключениях Буратино» режиссера Леонида Нечаева вошли в анналы «Беларусьфильма». Кстати, была еще одна работа на нашей киностудии — в картине Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра».

Полюбился зрителям и матерый гангстер Стамп из «Приключений Электроника». Роли в детских музыкальных фильмах занимают в биографии Басова особое место. Как он сам отмечал, играть с детьми — самое сложное: «Дети не играют, они к съемкам относятся как к чему-то всамделишнему, верят, что все происходит по-настоящему. И от взрослых актеров требуют такого же отношения».

«Про Красную Шапочку»

Давняя страсть

Одной из самых ярких режиссерских работ Басова стал фильм «Дни Турбиных» — экранизация одноименной пьесы Михаила Булгакова. В ней же он сыграл и роль Виктора Мышлаевского, рефлексирующего артиллерийского штабс-капитана. «Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым. «Дни Турбиных» — моя давняя страсть», — напишет потом режиссер в своих мемуарах.

Годы, проведенные на войне, наложили отпечаток на восприятие Басовым исторических событий. Сам он признавался, что этим фильмом хотел напомнить зрителям об истории России, родстве с героями Булгакова, их мыслями и чувствами: «Фильм выполнен в манере правдивого вымысла, когда большие чувства, катаклизмы, дыхание самой истории в ее тревожный момент врываются в тихую, уютную квартиру».

Дамский угодник

Обладая нестандартной внешностью, Владимир Павлович с легкостью очаровывал дам и женился исключительно на красавицах. В 1954 году снял фильм «Школа мужества», где одну из ролей исполнила его первая жена Роза Макагонова, с которой он познакомился еще в институте. В 1957-м во время съемок картины «Случай на шахте восемь» он познакомился с актрисой Натальей Фатеевой, которая вскоре стала его второй женой. В 1959 году у них родился сын Владимир. Супруги часто ссорились из-за того, что Басов подозревал Наталью в изменах.

В 1963-м он познакомился с начинающей актрисой Валентиной Титовой и предложил ей главную роль в своем фильме «Метель» по мотивам повести Пушкина. И хотя Титова была сверх меры загружена в театре, Басову удалось заполучить ее на съемки, во время которых он настойчиво за ней ухаживал. В результате Титова стала его третьей женой. В этом браке родились сын Александр и дочь Лиза. Актриса вспоминала:

«Басов ухаживал так: мог сидеть в кино и два часа смотреть не на экран, а на меня. Думаю, отчасти это было актерством, в нем обольститель играл. У него, как у любого хорошего актера, в организме шел непрерывный процесс игры».

По проволоке над бездной

Его эксцентричная театральная манера игры в кино всегда выделялась. «По-моему, боятся пошевелить мускулом и возвысить голос те, кому нечего выкрикнуть, — писал Басов. — Если же у тебя имеется за душой пара наболевших мыслей, которыми необходимо поделиться, если ты можешь заворожить своим чувством зрителя, он пройдет вместе с тобой по проволоке над бездной».

По отзывам коллег, фильмы Басов снимал быстро. Владимир Павлович очень не любил, как другие режиссеры, «искать на площадке», а наоборот, с самого начала знал количество сцен и время, которое на них нужно затрачивать. Режиссер Александр Митта вспоминал: «Он помнил все дубли, весь материал держал в голове, очень быстро, четко и складно монтировал. И вообще все, что происходило, прекрасно умещалось у него в голове».

Народный артист СССР Владимир Басов скончался 17 сентября 1987 года, ему было 64. Незадолго до смерти он написал сценарий к фильму «Мышеловка» по мотивам пьесы Агаты Кристи. Но снял картину его друг кинорежиссер Самсон Самсонов.

ЦИТАТА

«Я ставил фильмы разных жанров — комедию и драму, детектив и публицистику, сатиру и мелодраму, но всегда об одном — это одна большая главная картина — о совести людской», — подчеркивал Владимир Басов.

«Приключения Буратино»

«Бег»

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter