Что не так с Бранденбургскими воротами

Азарт преткновения

Иногда есть резон, глядя на пример соседей по европейскому континенту, не забывать о смыслах общественного взаимодействия.

ФОТО РЕЙТЕР

Под колючим январским дождем громадный флаг единства перед Рейхстагом висит как-то особенно уныло. То ли строительные заборы по всей площади мешают ему гордо любоваться видами немецкой столицы, то ли бардак у Бранденбургских ворот по соседству настроение портит. Тем более что прописался ералаш в этих местах, похоже, надолго… 

Знаменитый немецкий «орднунг» — это уже давно не про Берлин. Знатоки, правда, говорят, что столица никогда и не была типичным немецким городом, но мультикультурность и толерантность в любом случае обошлись с этим мегаполисом жестоко. И ладно бы только красный на светофорах игнорировали — это полбеды. Беда, что люди стали здесь зачастую плевать на любые интересы, кроме собственных.

Позвали горожан, к примеру, в новогоднюю ночь на концерт у знаменитых ворот, с которых Наполеон в свое время колесницу украл. А закончились массовые гулянья такими же массовыми беспорядками. Слишком много пива и шнапса, слишком много пиротехники. И когда ракеты полетели в дома и машины, полиции все же пришлось вмешаться, но тогда салюты радостно полетели и в полицейских. Раненые, задержанные… Зашуганные туристы, испуганные немцы. В итоге город 1 января представлял собой поистине жалкое зрелище — с тоннами конфетти, остатков фейерверков и горами бутылок на дорогах и тротуарах. Три дня коммунальные службы сгребали и вывозили мусор. А всего лишь кто-то знатно встретил праздник…


Но только сцену от ворот убрали, как новая беда: фермеры на тракторах прикатили. Нет, их понять, конечно же, можно.
С 1976-го в Германии сельхозпроизводителям продавали топливо по особенной цене. Так, если сегодня солярка на автозаправках стоит в районе 1,75 евро за литр, то фермерам она доставалась, если верить источникам, примерно по 60–70 евроцентов. Отмена этих льгот, по подсчетам Немецкого крестьянского союза, обойдется примерно в 5 тысяч евро в год на каждое хозяйство плюс 5 тысяч — налоги, которые теперь тоже не будут льготироваться. 
Обидно, однако! 

Причем, с одной стороны, тут противостояние «светофорной» коалиции Шольца, а с другой — ХДС, ХСС и АдГ: вопрос отдельный и требует подробного разговора. Отметим лишь, что отменой льгот для фермеров правительство пытается изыскать дополнительные 480 миллионов евро, чтобы хоть как-то закрыть дыру в бюджете. Но это внутриполитический вопрос. Нас же пока интересует лишь то, что фермеры оседлали свои зеленые «Джон Диры» и двинулись в поход. Кто на столицу, кто на другие крупные города. Заголовки местных газет на прошлой неделе просто кричали: «Котбус в осаде», «Навоз на автобане», «Люди из Чехии не могут приехать на работу в Саксонию».

Коллапс так коллапс! К фермерам в конце прошлой недели присоединились железнодорожники — забастовали машинисты поездов. Их профсоюз не смог договориться с госконцерном DB — немецкой железной дорогой о сокращении рабочего дня для сменных работников с 38 до 35 часов в неделю без урезания заработной платы. А значит, бастовать! Суд, к слову, признал за железнодорожниками право на эту забастовку, назвав ее законным инструментом для разрешения трудового спора.

И на полном законном основании транспортная система Германии легла. Речь не только о том, что 80 процентов поездов дальнего следования отменены. Гораздо больнее досталось городам, ведь во многих из них, в том числе и в Берлине, U-Bahn, то есть подземное метро, дополняется маршрутами S-Bahn — по сути, городской электричкой. По сообщения СМИ из разных регионов Германии, этот самый S-Bahn остановился полностью. 

Транспортный кошмар длился ровно двое суток. А потом немцы спокойно ушли на выходные, чтобы в случае чего вернуться к экономическому шантажу с новыми силами. 

I.YTIMG.COM

И вернулись! Уже на этой неделе тракторы фермеров снова въехали в центр Берлина.

Что интересно, местные СМИ темам массовых беспорядков или забастовок уделяют достаточно много внимания. Иногда проблема обсусоливается экспертами, дающими расклад по полочкам интересов различных политических сил. Но чаще репортажи получаются более приземленными — людей просто расспрашивают, как они относятся к такой форме выражения протестов. При этом толерантность зашкаливает: на каждый возмущенный голос обязательно прозвучит мнение о том, что разгромленный город или замершие автобаны и поезда — абсолютно нормально. Просто такой способ достижения целей.

И вот тут поневоле задумываешься. Это же как с Бранденбургскими воротами — логики нет!

Что не так с ними? Все просто: они по определению нужны для того, чтобы открываться, соединять, обеспечивать движение. Когда-то через них проезжали курфюрсты да императоры, чтобы через парк Тиргартен неспешно прикатить в летнюю резиденцию Шарлоттенбург. После войны ворота были закрыты — именно через них проходила знаменитая Берлинская стена между двумя мирами. От нее с тех пор осталось пару плит Истсайдской галереи, а движения по-прежнему нет. Согласитесь, вечно закрытые ворота — тот же забор. Так, может, уже пора смазать петли, перестроить Парижскую площадь и вернуть логику в жизнь города, а заодно и мира?

То, что происходило в Германии, иначе как транспортным коллапсом не назовешь.
AVATARS.DZENINFRA.RU

Речь про свободу и ответственность. Право и обязанность. Если забастовка есть способ давления на нанимателя — это одно, но если она парализует город или страну — совсем другое. Если молодежь отрывается — ее выбор, но громить улицы и бросаться на полицию — незаконно. Общество, граждане не должны страдать от того, что кто-то борется за свои экономические или политические цели. И в этом — логика.

Впрочем, речь сейчас про Германию. Им, что называется, виднее. А нам просто есть резон, глядя на соседей по европейскому континенту, не забывать о куда более высоких смыслах общественного взаимодействия.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter