Сегодня каждый, у кого хороший телефон, почти режиссер

Айфон, мотор — снято!

У вас айфон? У меня — нет. Никогда не мечтала о таком дорогом телефоне. Вполне довольствовалась простеньким смартфоном. Но, чувствую, придется поднакопить денежек и купить эту дорогую игрушку. Хотя кому игрушка, а кому  и нет. На днях один уважаемый кинокритик так и сказал: «Сегодня качественное кино и на смартфон снять можно!» А кто не хочет снять качественное кино? Многие хотят. 


Раньше дети мечтали о космосе. Но где космонавты, а где мы? Это, во-первых, надо отменное здоровье. Во-вторых, хорошо и долго учиться. Но все это лечится, в смысле, достижимо. Проблема же — с дивана в космос не полетишь. А вот снять кино — запросто. Только айфон надо купить.

Пригласили друзья на юбилей. Обстановка неформальная: кто-то пафосно потягивает коктейли, кто-то в баньке парится — компания подобралась разношерстная, главное — всем весело. Особенно в конце праздника. Слава богу, оператора не позвали, а то некоторым потом стыдно было бы на себя смотреть. Так я думала, уезжая со дня рождения.  Не успели доехать до дома, как на телефон приходит сообщение: именинник прислал фильм о праздновании своего юбилея. Что и откуда? Да, потом уже вспомнила, что одна гостья весь вечер не расставалась с телефоном: оказывается, снимала. Потом пару движений пальцем по экрану — и новомодная программка за считанные минуты сама смонтировала забавный ролик. Если честно, понравилось, получилось очень душевно. Даже лучше, чем на моей свадьбе десятилетней давности. Позвали тогда лучшего оператора в городе с огромной видеокамерой, заплатили бешеные деньги, один раз посмотрели и отложили в сторону. Далеко не прятали: если воры зайдут в квартиру, глянут наш свадебный фильм и от жалости брать ничего не станут.

В общем, я двумя руками за видео для собственного потребления. Иногда очень даже полезно глянуть на себя со стороны. Да и, в конце концов, это память. 

Не имею ничего против студенческих работ, дебютных картин. Но брать камеру в руки для удовлетворения собственных амбиций, да еще и без специального образования? Пример. Молодой человек, студент престижного вуза, вдруг открывает в себе писательский талант. Собственно, ничего удивительного, чуть ли не на каждом шагу теперь такое. И, знаете, у парня действительно талант: его пьесы разлетаются по театрам, за киносценариями чуть ли не очередь стоит. Юристом работать больше нет нужды: слово кормит. Но, как любая девушка, работая продавцом в бутике, мечтает стать модельером, так и сценарист, попав на киноплощадку, начинает думать о режиссуре. Что дальше? Он начал снимать кино. Дальше? Его показывают в кинотеатре. Успех? Как по мне, так повод навсегда забыть о режиссуре. Однако молодой человек берется за другой фильм. Понятное дело, денег на предыдущем «шедевре» не заработали, поэтому надо идти с протянутой рукой.

На краудфандинговые площадки заглядывать страшно. Там что ни проект, то сбор денег на кино. Людям не дает покоя слава Феллини, Спилберга и Кэмерона. А мне вот Майя Плисецкая нравилась, теперь  Ульяна Лопаткина. Я с детства мечтала стать балериной, но всегда понимала, что это адский ежедневный труд. Просто надеть пуанты, выйти на сцену и сорвать аплодисменты зала — так не бывает. А человек берет камеру или, боже упаси, айфон и считает себя кинорежиссером. При этом еще и не стесняется попросить у людей денег. «В Беларуси есть все, чтобы снять хорошее кино, но фильмов катастрофически мало», — это объяснение одного из новоиспеченных кинематографистов на краудфандинговой площадке. Человек не стесняется сделать пометку «Национальный проект». Я одна не верю в эту забаву? Да нет, нас много. Иначе чем объяснить тот факт, что человек собрал лишь 1500 рублей из необходимых пяти тысяч?

Верьте глазам своим: фильм стоит две-три тысячи долларов! Ладно, оставим в покое бедных попрошаек. Их можно только пожалеть: не смог человек заработать не бог весть какую сумму, а уже режиссером называться хочет. По мне так больше надо бояться как раз тех, у кого эти деньги в кармане есть. Такие вообще не видят преград в кинопроизводстве. Правда, когда приходит время представить его продукт широкой общественности, тогда начинается. «Шедевр» не берут в кинотеатры, не покупают телеканалы… 

Хотя, может, зря я это? Школьник Стивен Спилберг тоже сперва снял идиотскую историю о похищении людей инопланетянами для использования их в космическом зоопарке. Мама с папой дали ребенку на эту забаву 600 долларов, сами построили декорации, обеспечивали питанием съемочную группу. А потом — «Челюсти», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», эпопея об Индиане Джонсе.

В общем, айфон все же надо купить.

stepuro@sb.by

Фото imore.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter