Автошкол пока становится меньше

Но дефицита учебных мест возникнуть не должно Как вы помните, Николай Васильевич Гоголь говорил о двух главных проблемах, распространенных на Руси, — дураках и дорогах. Бывает, однако, так, что эти две проблемы соединяются в одну, и тогда ее можно условно обозначить как “дураки на дорогах”. Казалось бы, ездят — и пусть себе ездят. Но вот в чем дело. Убытки от незадачливых водителей настолько велики, что принимают государственный масштаб. Так, в прошлом году на белорусских дорогах зафиксировано 7700 ДТП, в которых погибло более 1670 человек. Страна недосчиталась из-за этого около 2 процентов внутреннего валового продукта. Впечатляет цифра?
Эту проблему нельзя не заметить. В ноябре прошлого года Президентом страны был подписан Указ “О мерах по повышению безопасности дорожного движения”, направленный на исправление ситуации. Согласно одному из его ключевых пунктов, все автошколы страны до 1 июля должны были пройти сертификацию.
В установленные сроки, то есть до 1 мая сего года, желание получить сертификаты изъявила 401 организация. Но одно дело — желание, а другое — возможность. Белорусский научно-исследовательский институт транспорта “Транстехника” — именно на эту организацию возложили аттестацию автошкол — рассмотрел все заявки и выдал сертификаты лишь 259 соискателям. Почему так мало? Больше всего отказов было получено из-за путаницы с документацией (к примеру, формально земля выделена под сельскохозяйственные нужды, а используется как автодром — нецелевое использование земли), неправильной организации учебного процесса (сначала объясняют, как ездить, а потом — какие педали жать), изношенности автопарка (бывает, что “легковушкам” перевалило за 20 лет, а водителей категории Е обучают на стареньких “ЗиЛах” с прицепами, вместо того, чтобы посадить их за баранку современного грузовика).
Согласитесь, 401 и 259 — цифры несопоставимые. В БелНИИТ нас поспешили заверить, что выучиться на права смогут все желающие и дефицита учебных мест не возникнет. Автошколы, уже получившие сертификат, готовили более 80% от всех новичков-водителей. Мы обзвонили автошколы в столице и областных центрах — излишнего ажиотажа нигде нет. Практически везде можно записаться в учебные классы, которые начнут занятия в сентябре. Правда, сейчас лишь середина июля, а наши люди любят все откладывать на последний момент. И вот уж тогда дефицит автошкол может аукнуться. Также нам пообещали, что временное уменьшение количества школ не повлечет особого удорожания науки — Советом Министров установлен верхний предел цен.
Справедливости ради хочется заметить, что отказ в сертификате не является смертным приговором для центра подготовки водителей. Устраняй недостатки — и ты снова в обойме.
Конечно, более высокие требования к качеству образования водителей не помешают. Но вот что интересно. “Чайники” за рулем становятся причиной лишь 5% от всех аварий. Гораздо чаще правила нарушают водители со стажем, мнящие себя гонщиками Формулы-1, — для таких закон не писан. И что с ними делать, как перевоспитать, заставить думать о своей жизни и жизни других — ключевой вопрос для служб безопасности на дорогах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter