Автосервис: утомленные тенью

Статистика показывает, что число личных автомобилей в Беларуси уже превысило число семей...

Статистика показывает, что число личных автомобилей в Беларуси уже превысило число семей. По их количеству на тысячу жителей страна обходит Россию, Польшу, Украину. Показатель достойный. Он говорит не только о состоятельности населения, но и его мобильности, что, в свою очередь, является одним из признанных критериев цивилизованности нации. Но есть и оборотная сторона.


Машина требует технического обслуживания, а периодически — ремонта. Одни доверяют это фирменному автосервису, другие — обычным СТО, третьи же обращаются в сервис нелегальный. Он и стал предметом обсуждения в редакционном конференц–зале. Какую долю рынка занимает и почему? Кто от этого теряет? Как вывести нелегальный сектор из тени и в чем нуждается легальный? Эти вопросы обсуждают: заместитель министра торговли Ирина Владимировна НАРКЕВИЧ, заместитель директора ОАО «СТО кузовов» Денис Александрович ВИСКУШЕНКО, начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Николай Валерьевич ПОТЕЕВ, начальник управления Государственного комитета по стандартизации Василий Федорович КОРОЛЮК, директор филиала «Профессионально–технический колледж» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» Валерий Николаевич ГОЛУБОВСКИЙ, заместитель начальника управления ГУБЭП Министерства внутренних дел Александр Владимирович ЕВСЮКОВ.


«СБ»: Представим типичную ситуацию. Автовладелец приходит в гараж, садится в машину: не заводится. Человек спешит, опаздывает. Что делает он в первую очередь? Ищет совета. Рядом возится с машиной известный всем автоэлектрик. Допустим, дядя Вася. Он поднимает капот и сразу видит причину: окислились клеммы аккумулятора. Снимает их, зачищает, затягивает — работы на пару минут. Можно ехать! Счастливый «клиент» достает из кошелька, предположим, десять долларов.


Вечером возвращается с другой проблемой: машина едет, но сзади что–то то ли чиркает, то ли стучит. Опытные водители в таких случаях говорят: хороший стук всегда наружу вылезет. Надо срочно разбираться. Наш герой — в другой гараж, где возится механик Адамыч, тоже в округе известный. Он глянул под днище и сразу все понял: трос стояночного тормоза порвался и чиркает по колесному диску. У водителя отлегло — дефект пустяковый. Умоляет Адамыча: купи сам какой нужно трос и сам поставь. Заплачу сколько скажешь.


А еще в гаражном кооперативе есть моторист, который с любым двигателем разберется. Есть кузовщик: вмятину отрихтует, крыло заменит, краску подберет и покрасит... Все их работой довольны, всем хорошо. А кому плохо? Какие неправильные — неправовые! — действия при этом совершаются и стоит ли с ними бороться?


И.Наркевич: Если фигурируют доллары, то это нарушение правил проведения валютных операций, которое карается законом. Но давайте кое–что уточним. У меня, предположим, порвалась ручка сумочки или каблук сломался. Коллега по работе взял и починил по–дружески — чтобы мне до дому добраться. А ваш дядя Вася тоже за спасибо работает? И еще вопрос: от случая к случаю или систематически?


«СБ»: Систематически, регулярно. В рекламе не нуждается и клиентов не ищет — сами к нему идут. За день, пока наш герой ездил, дядя Вася еще нескольким помог. Все по мелочи. Но свою сотню у.е. заработал.


Н.Потеев: Это классифицируется как систематическое получение доходов. Если он оказывает услуги за деньги, то это уже предпринимательская деятельность, которую государство регламентирует. Имеются установленные требования по оформлению документов и уплате налогов — фиксированной ставки или по упрощенной схеме... Налог нужно уплатить! Если дядя Вася этого не делает, значит, занимается теневым бизнесом. Поэтому от его деятельности плохо государству и всем гражданам, включая нас с вами. Хорошо только соседям по гаражу.


В.Королюк: Не спешите. Кто гарантирует, что у машины не возникнет проблемы с тормозами? Способен ли мастер–любитель соблюдать требования завода–изготовителя к обслуживанию и ремонту машины? Требования строгие, прописаны в документации на каждую модель, и таких моделей — сотни! Где ваш дядя Вася их изучал? Кому в случае отказа или, не дай бог, аварии, владелец предъявит претензии? Дядя Вася хоть и разбирается в машине, но не является профессионалом. Помогая за деньги, он берет на себя серьезные обязательства.


«СБ»: Вы рисуете некую идеальную картину, но в жизни бывает иначе. Легальный автосервис тоже не все гарантирует. Цитирую фрагмент статьи «Тормозной путь», опубликованной в «СБ» еще в ноябре 2009 года: «...Основная причина низкого качества услуг автосервиса — отсутствие должного контроля со стороны органов местной власти и стандартизации... Так, на гомельских предприятиях (приведены названия. — В.П.) работники Госстандарта не проводили обязательный ежегодный инспекционный контроль от 1 до 3 лет. Последние два года эти автомастерские также не проверялись специалистами управления торговли и услуг облисполкома, местных исполкомов...»


Это оценка специалиста госконтроля. Причем за год, минувший после прежней проверки, ситуация никак не изменилась. Вывод: этот сегмент рынка живет практически бесконтрольно.


В.Королюк: Работники Госстандарта не вправе проводить ежегодный инспекционный контроль — это могут делать только эксперты–аудиторы аккредитованных органов по сертификации, у которых заключено соответствующее соглашение с организацией автосервиса на выполнение этих работ.


И.Наркевич: После 2009 года многое изменилось. Например, в 2011 году было проведено более 3,6 тысячи плановых и внеплановых проверок станций техобслуживания и организаций, торгующих автозапчастями, проведено более 2,5 тысячи мониторингов, обследований, инвентаризаций объектов автосервиса. А всего в стране по оценочным данным осуществляет деятельность 6.019 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть за прошлый год мониторингом было охвачено больше половины субъектов, осуществляющих деятельность в данной сфере. Но мало сказать, что все плохо. Давайте копнем глубже и разберемся: почему?


«СБ»: Для того же мы и собрались. Почему же?


И.Наркевич: Примерно с 2006 года начался активный ввоз в страну автомобилей, в основном подержанных. Какая тенденция должна была последовать? Как грибы должны были расти СТО! Но прирост был явно недостаточным. Зато начался отток кадров из легального автосервиса. Вы можете это подтвердить, Денис Александрович?


Д.Вискушенко: Только за прошлый год мы потеряли 30 — 40 процентов постоянных клиентов и примерно столько же кадров. Хотя, поскольку ввезено много машин, должно было произойти обратное. Люди обычно не скрывают причину ухода: имею гараж, хочу на себя работать. Некоторые приходят, но чаще для того, чтобы повысить у нас квалификацию и опять же уйти.


Надо прямо сказать, что после техникума готового специалиста получить трудно: его нужно подготовить, то есть потратиться. А он уходит в нелегальный бизнес! Машина — серьезная покупка. Обслужив ее на легальной СТО, владелец получает гарантию. Если понадобится экспертиза, которая может быть очень дорогой, станция в течение двух лет обязана ее провести. Если что–то случится — серьезная поломка, возгорание, авария, — на защиту владельца в суде встает закон о правах потребителей. Пострадавший по закону даже судебную пошлину не заплатит. Дядя Вася ничего подобного вам не гарантирует!


«СБ»: Но ведь он объективно существует, работает. Может, потому, что развитие инфраструктуры не успевает за взрывной автомобилизацией?


Н.Потеев: Едва ли можно категорично утверждать, что все 30 процентов персонала ушли в тень. Миграция есть в любой сфере бизнеса, люди могли перейти в другой легальный автосервис. Он активно развивается, и об этом говорят официальные цифры. Число зарегистрированных субъектов хозяйствования, оказывающих услуги в сфере техобслуживания и ремонта автомобилей, в 2009 году увеличилось на 7,6 процента, в 2010–м — на 6, в 2011–м — еще на 7...


И.Наркевич: Нам нужно иметь по 20 — 25 процентов роста за год. Мы не только наблюдаем за процессом, но и стремимся его регулировать, чтобы легальный автосервис развивался активнее, чтобы в него вернулись и кадры, и клиенты. Для этого создали межведомственную рабочую группу, разработали специальный комплекс мер, предусматривающий не только проверочные мероприятия, но и совершенствование законодательства, упрощающее ведение бизнеса в данной сфере, и кадровое обеспечение, и многое другое.


50 процентов автобизнеса работает в теневом секторе. Ни одна сфера услуг не дает такого «показателя»! Он примерный: достоверной статистики в стране нет. Никто не скажет точно, сколько СТО работает нелегально и сколько в них персонала. Поэтому мы начали с обследований — чтобы увидеть всю картину.


Она такова. Минторг контролирует оказываемые населению бытовые услуги, от ритуальных и прачечных до ремонта бытовой техники. Только две из них, связанные с жильем и автомобилем, занимают более половины объема. В сфере ремонта и обслуживания машин работает 18 процентов всех зарегистрированных субъектов хозяйствования, а по объемам — 24 процента — эта сфера находится на втором месте после ремонта и строительства жилья. На 95 — 96 процентов ее занимает частный бизнес. И если эта сфера с огромными оборотами наполовину скрыта в тени, надо бить во все колокола.


«СБ»: Как в реальности выглядел мониторинг?


И.Наркевич: Специалисты облисполкомов, Минского горисполкома садились в микроавтобус и выезжали по маршруту, заранее никому не известному, — чтобы обследовать гаражные кооперативы и подведомственные территории на предмет выявления объектов нелегального автосервиса. Например, за три месяца этого года проведено 162 таких обследования, в ходе которых выявлено 116 объектов, оказывающих нелегальные услуги СТО. Выясняем, например, что в 80 гаражах из четырехсот так или иначе занимаются ремонтом. Это видно невооруженным глазом: практически в каждом кооперативе стоят машины со следами ремонта или ожидающие его.


В правлении обычно знают, в каких гаражах какие модели ремонтируют, в каких — торгуют запчастями. Повсюду расклеены объявления об услугах по ремонту. Их легко отследить хотя бы по платежам за электроэнергию. Одни владельцы платят по 30 — 40 тысяч в месяц, зато другие — по несколько миллионов. В каждом гаражном массиве — одни и те же нарушения.


Н.Потееев: Налоговые органы в прошлом году провели более 1.700 плановых и внеплановых проверок только в сфере торговли запчастями. О размахе нелегальной торговли говорят такие цифры: сумма штрафов составила 1,2 млрд. рублей, денежных средств и товаров арестовано на 1,7 млрд., а налогов доначислено более чем на 14 млрд.! К административной ответственности привлечено около 900 должностных лиц.


В.Королюк: Госстандарт также проверял соблюдение требований технических нормативных актов. Разного рода нарушения выявлены на 233 предприятиях автосервиса из 262 проверенных. Мы выдали 96 предписаний о запрете оказания услуг без сертификатов, направили в суды 257 протоколов об административных правонарушениях.


А.Евсюков: Органы внутренних дел выявили за 2011 год 297 нелегальных предприятий, обслуживающих и ремонтирующих автомобили, и 46 — незаконно торгующих запчастями.


«СБ»: Является ли теневой автосервис средой для совершения серьезных экономических преступлений?


А.Евсюков: Если половина бизнеса работает нелегально, то куда уж серьезнее! Надо понимать, что каждый участник теневого сектора вовлечен в цепочку правонарушений, административных или уголовных. Запчасти везут из–за границы, не уплачивая пошлины. Валютную выручку несут не в банк, а к валютчику: налогов тоже не платят. Как и подоходных, с заработной платы...


Лишь один пример: в павильонах авторынка «Торговый мир «Кольцо» наши сотрудники совместно с Минской таможней обнаружили 376 импортных автопокрышек на 472 млн. рублей — без каких–либо документов, подтверждающих легальность их приобретения. Санкции таковы: товар конфискован, наложен серьезный штраф.


И.Наркевич: Если доказано, что в нелегальном бизнесе используются, например, подъемники, то и они конфискуются. Стоит ли рисковать? Тем более что для легального автосервиса упрощается и облегчается буквально все. Например, уже не требуется, как прежде, договор с дилером или заводом–производителем для ремонта автомобилей определенной марки. Прорабатывается возможность введения понижающего коэффициента 0,4 — к базовым ставкам арендной платы, в зависимости от территориальности и дохода субъектов. Изучается возможность введения специальной системы налогообложения, основанной на фиксированном налоге.


Мы уверены, что именно местным властям предстоит сыграть решающую роль в наведении порядка. Они должны контролировать деятельность кооперативов и целевое использование земельных участков; изымать землю, если участок используется под «серый» автосервис, спрашивать с правления, у которого тоже есть рычаг — исключение из кооператива. Для начала нужно выявить предприятия нелегального автосервиса и предложить им легализоваться.


Следует подумать и о потребителях. Так, для их удобства Минторг, Госстандарт согласовали такое требование. Субъекту хозяйствования не должен выдаваться сертификат, если с местной администрацией не согласован, например, режим работы. Почему СТО работают только до 17 — 18 часов? Сфера услуг, включая автосервис, должна работать тогда, когда ее клиент свободен.


Автосервис зачастую арендует площади в местном автохозяйстве, у которого — свой режим работы и своя проходная. Работа в выходные дни — лишние хлопоты и ответственность. Поэтому мы рекомендуем местным властям не быть сторонними наблюдателями, вмешиваться — чтобы режим работы автосервиса был удобен для населения.


В.Королюк: Автопомощь даже ночью может понадобиться. Мой коллега приехал из–за границы, в Бресте нужно было срочно устранить поломку машины. Но было негде, он простоял до утра. И не потому, что автосервис не может или не хочет работать ночью, — арендодатель запрещает.


«СБ»: Допускаю, что с проблемой вашего коллеги легко справился бы дядя Вася, с которого мы начали разговор. Почему бы заодно не легализовать его и ему подобных мастеров, которые промышляют в гаражах? Все равно ведь работают! При этом до серьезного автобизнеса — с арендой просторных боксов, с краном, подъемниками, станками и другим дорогостоящим оборудованием — еще не доросли. Дайте же им развиться, начать с малого.


В.Королюк: А как быть с безопасностью соседей, с соблюдением экологических норм, не говоря уже о технических? В гаражном массиве ремонт не допускается! Иначе помещение будет использоваться не по назначению.


«СБ»: У хорошего хозяина в гараже имеются и сварочный аппарат, и краскопульт, и компрессор, и многое другое. Люди пользуются этим оборудованием, даже не занимаясь ремонтом как бизнесом.


В.Королюк: И это правила пользования гаражами запрещают! Ограничено даже количество топлива, которое можно в гараже держать. Поймите же, это большой риск! Вам мало четырех серьезных ЧП в гаражах только за полгода, включая взрыв в гаражном кооперативе в Масюковщине, когда погиб сам мастер, а три гаража и шесть машин серьезно пострадали? Работу ремесленников регулирует специальное законодательство. Но в автобизнесе им не место! Есть стандартные требования к обслуживанию и ремонту транспортных средств организациями автосервиса. От вида услуг зависит и обязательное оборудование. Если его нет — субъект не получит сертификат. Нет специалистов должной квалификации — тоже не получит! Автосервис — слишком ответственное и опасное дело, чтобы доверять его мастерам–самоучкам.


«СБ»: Я предложил рассматривать услуги виртуального дяди Васи как временную меру — пока рынок не сформируется. Пока даже за мелкой услугой не будут охотиться несколько конкурентов, каждый из которых приедет через пять минут хоть в гараж, хоть на обочину дороги. Но ведь пока этого нет! Достаточно ли у нас СТО, чтобы обслуживать имеющееся количество машин? Если нет, то когда спрос в этой сфере будет удовлетворен полностью, а рынок стабилизируется? Сколько СТО должно быть на тысячу машин? Ведь в странах, где люди сели на колеса раньше нас, должны быть на этот счет критерии...


И.Наркевич: Стандартные нормы нам не подходят. Ведь в чем специфичность ситуации? Мы не на всех автомобилях ездим, которые купили. Многие приобретены на продажу. В Беларуси зарегистрировано более трех миллионов машин! По одной на каждых трех жителей, включая младенцев и стариков. Пока часть машин стоит или ремонтируется в ожидании покупателей, ситуацию нельзя просчитать и спрогнозировать классически. Мы переживаем переходный период.


Д.Вискушенко: Когда уйдут машины, предназначенные на продажу, автосервис может оказаться незагруженным.


И.Наркевич: Я думаю, что рынок со временем свое дело сделает. Чтобы бизнес развивался, нужна конкуренция — мы стремимся ее развивать. За год разработали стандарт на типовой проект СТО. Это, замечу, впервые в СНГ. Будущему владельцу не надо ходить по кабинетам и согласовывать проект. Провели градацию автосервиса по сложности работ.


За два года сделано очень много: мы не просто сидели и совещались. Приняли — тоже впервые в СНГ — несколько других стандартов и нормативных правовых актов. Все это сделано для исключения монополизации и развития конкурентной среды. Прежде, например, машины той или иной марки могли обслуживать и ремонтировать лишь дилеры, фирменные автоцентры. Теперь — любая СТО, если она должным образом оснащена оборудованием, укомплектована персоналом и сертифицирована. Мы нормативно узаконили скорую автопомощь на дороге. Причем количество документов для легализации услуги минимизировали — ее может оказывать любая СТО.


«СБ»: Кстати, откуда берутся мастера–профессионалы? Кто–то их готовит?


В.Голубовский: Упомянутая проверка госконтроля дала импульс и системе образования. Обнаружился, например, разрыв между потребностями рынка и системой подготовки кадров. В ЕТКС, Едином тарифно–квалификационном справочнике работ и рабочих профессий, не оказалось нужных для автосервиса специальностей. Профессия слесаря по ремонту автомобиля формировалась в те времена, когда по дорогам ездили еще грузовики ГАЗ–51. Такой слесарь найдет работу в сельхозтехнике, но не в автосервисе. Имеется специальность «Рихтовщик кузовов», но и она ориентирована скорее на машиностроительное производство. Даже маляр отнесен в общестроительный блок профессий, где фигурирует покраска стен...


Между тем работодатели ищут конкретно автодиагноста, автоэлектрика, автомаляра... Их в ЕТКС недавно еще не было. Мы начали снизу, от потребностей рынка. С помощью ассоциации автомобилистов разработали специальную анкету, Минторг помог распространить ее в среде автосервиса. И выяснилось, что малый и средний бизнес, работающий в сфере автосервиса, еще не готов грамотно сформулировать свои потребности в специалистах.


Зато бизнес крупный (дилерские центры, например) оценил масштаб проблемы и помог разработать квалификационные требования к профессии автомеханика. Постановлением Минтруда она была введена в ЕТКС. Причем начиная с 5–го разряда она уже требует среднего специального образования. На уровне профессионально–технического невозможно изучить сложные системы современного автомобиля: гидравлику, автоматику, электронику... Впервые в справочнике появилась профессия кузовщика, профессия маляра изменилась в соответствии с требованиями автосервиса.


Разработан образовательный стандарт, составлены типовые учебные планы, с 1 сентября на базе нашего колледжа набираем первую группу из числа тех, кто имеет профессию «Слесарь по ремонту автомобилей». За 2 года сделаем из них автомехаников 5–го разряда...


«СБ»: Работодатель ремонтирует автомобили с гибридными двигателями и дорогие машины премиум–класса. А в наших колледжах еще висят на стенах плакаты по устройству ГАЗ–53 и стоят разрезные двигатели ЗИЛ–130... Как вы убедите работодателя, что ваш автомеханик ему сгодится?


В.Голубовский: Представители автосервиса должны понимать, что нужно повернуться к системе образования лицом. Бесконечно переманивать друг у друга кадры СТО не смогут. Сформулируйте заказ, заключите договор о взаимодействии с учебным заведением, привлекайте будущего специалиста к себе на практику, адаптируйте к своему производству... Инвестируйте, наконец, в развитие учебной базы, понимая, что 4–летняя подготовка специалиста стоит около 5 тысяч долларов. Кстати, Налоговый кодекс предусматривает в этом случае льготы для бизнеса.


В наших возможностях не сомневайтесь. К нам из регионов России уже направляют специалистов за изучением новаций в профессиональном образовании. Мы освоили, например, подготовку абсолютно новой профессии в машиностроении: «Мехатроник». По этому же пути намерены обучать и специалистов автосервиса, способных обслуживать и ремонтировать самые сложные современные машины.


И.Наркевич: Весь комплекс мер, которые мы разработали, направлен на то, чтобы предпринимателю легче было начать дело и войти в рынок, чтобы легальный сектор быстро и цивилизованно развивался. Чтобы работать в нем было интересно, выгодно, престижно. Здесь уместны и социальная реклама, и участие СМИ в популяризации профессии. В этом году будет проведен первый конкурс профессионального мастерства: чем автомеханик хуже строителя или учителя?.. В развитых странах сфера услуг дает до 80 процентов ВВП, у нас — чуть больше 40.


«СБ»: Выходит, что с учетом теневого автосервиса легальный вырастет ровно вдвое и выйдет на нормальный мировой уровень. Последний вопрос: как отличить нелегальную СТО?


И.Наркевич: Наши рекомендации клиентам автосервиса можно найти на сайте Минторга. Все просто. Исполнитель обязан указать сведения о себе на вывеске в типовом «Уголке потребителя». Закончив работу — выдать клиенту кассовый чек, гарантийный талон или сделать отметку о гарантийном сроке в документе, подтверждающем заказ. Документ должен содержать перечень выполненных работ с подписью исполнителей и печатью. Это гарантирует клиенту защиту его прав. В противном случае он сильно рискует.


«СБ»: Позвольте в заключение пример из личного опыта в пользу легального автосервиса. Возникла проблема с тем же тормозным тросом. Пустяковая, было искушение довериться дяде Васе. Но я обратился все же на СТО, где дефект устранили... бесплатно. Почему? Директор объяснил: у машины большие проблемы со всей тормозной системой. Показал перечень дефектов и список нужных запчастей на большую сумму. Если, говорит, мы возьмем деньги за трос, то будем отвечать за вашу безопасность. Но гарантировать ее с таким букетом дефектов не можем. Я оформил новый заказ и все оплатил. Дядя Вася наверняка ограничился бы тросом. Мне стало не по себе от мысли, как же я рисковал.


Мы, бывает, очень легкомысленно относимся и к своему здоровью, и к состоянию машины. Хороший и ответственный автосервис должен решать за нас, «чайников». Он у нас есть, утверждаю не только на этом примере. Но столь же очевидно, что мы лишь в начале пути. Половина отрасли в тени — это очень серьезно. Хочется пожелать, чтобы путь к цивилизованному на все 100 процентов автосервису был — прежде всего вашими усилиями — недолгим и успешным!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter