Автосервис на бездорожье

Как движется процесс вывода гаражного автосервиса из тени

С недавнего времени в стране начали искать возможности для вывода автосервиса из тени. Как идет этот процесс?

Первопроходец и другие

Андрей Слезин — первый в Гродно, кто решился работать легально, переоборудовав купленный гараж в СТО, что обошлось в 2 тысячи долларов.

— Если начинать с нуля, то надо иметь, как минимум, 25 тысяч «зеленых», — поделился Андрей Юрьевич. — Занимаюсь ремонтом машин уже давно, поэтому все инстанции прошел довольно быстро. Хотя требования, конечно, серьезные. Прежде всего, высота гаража не менее 3 м 20 см, в нем должны быть окно, комната отдыха, отопление, умывальник. Обязательно — биотуалет, контейнер для мусора, естественное освещение и многое другое.

Сейчас Андрею Слезину осталось дождаться положительного решения членов гаражного кооператива. После введения с 1 января 2014 года единого налога на вмененный доход он решил продолжить работу в качестве индивидуального предпринимателя. Говорит, что так будет проще и спокойнее.

По Указу № 432 Президента от 17 сентября 2013 года, чтобы открыть мастерскую по ремонту легковых автомобилей в гараже, нужно собрать пакет документов — получить положительное санитарно-гигиеническое заключение, сертификат соответствия, разрешение членов кооператива и, наконец, согласовать режим работы мастерской в райисполкоме.

— После вступления указа в силу мы собрали в исполкоме всех заинтересованных лиц: представителей МЧС, санитарной службы, специалистов по сертификации и председателей гаражных кооперативов. Но уже после выступления работников санстанции стало понятно, что ни один из гаражей не соответствует нужным параметрам, — вспоминает специалист администрации Октябрьского района города Гродно Геннадий Селюн.

Председатель гаражного кооператива «Малаховичи» Владимир Мороз говорит, что 6 (включая Андрея Слезина) из 568 владельцев гаражей хотели бы узаконить свою деятельность. Однако для них все гораздо сложнее: во-первых, гараж первопроходца торцевой и подходит по высоте, что большая редкость. Во-вторых, у большинства «серых» механиков ремонт машин лишь дополнительный заработок.

Им нужно также получить сертификат. Стоит он от двух миллионов рублей на один вид работ и выдается максимум на пять лет. Большинство «нелегалов» — универсалы: делают и покраску, и сварку, и кузовной ремонт. Если за каждый вид работы заплатить по 2 миллиона рублей, то выходит кругленькая сумма.

Налог попутал

Введение единого налога на вмененный доход с 1 января 2014 года вызвало панику среди владельцев небольших СТО, где работает до 15 человек. Теперь им придется платить 1,3 миллиона рублей за каждого работника, включая самого директора, бухгалтера и даже уборщицу. Это уже привело к повышению цен в автосервисах Гродненщины на 10—30 %.

В конце прошлого месяца директора гродненских станций техобслуживания собрались, чтобы подписать петицию против единого налога на вмененный доход в том виде, в котором его ввели. Они считают, что платить нужно только за тех работников, которые непосредственно приносят прибыль.

— В моем автосервисе работает 6 человек, включая меня, — рассказывает директор ЧСУП «ЮрЛен» Юрий Никольский. — При этом я здесь за бухгалтера и на приеме заказов (высшее экономическое образование плюс 15 лет стажа в банке). Никого не волнует, что я не всегда могу обеспечить стопроцентную загрузку для мастеров, в январе заказов мало. Накручивать цены тоже чревато — автовладельцы лучше подадутся в крупный автосервис, где, пока оформляется заказ, можно отдохнуть в тепле и уюте, выпить чашечку кофе. Ближайший квартал покажет, смогу ли я иметь хоть какой-то доход после уплаты всех налогов. Скорее всего, придется сворачивать бизнес.

Пока у директоров только вопросы

— Гродненщина первой отправила просьбу о снижении ставок по вмененному налогу, — сообщила начальник отдела косвенного налогообложения инспекции МНС по Гродненской области Марина Демидова. — Надеемся, что уже с 1 марта ставки единого налога для СТО, расположенных в Гродно, могут существенно снизиться, в Волковыске, Слониме, Сморгони, Лиде, Новогрудке, других населенных пунктах они будут, соответственно, еще ниже.

В сложившейся ситуации у владельцев небольших станций техобслуживания есть два варианта, чтобы остаться на плаву: либо продолжить работу в качестве ИП, либо расшириться (более 16 человек — налогообложение по «упрощенке»). Кстати, налоговики предупреждают: если выяснится, к примеру, что численность персонала завышена лишь на бумаге, ставки могут вырасти в 10 раз.

Владельцы небольших автосервисов прогнозируют: если вмененный налог оставят без изменений, то часть из них закроет свой бизнес, часть — увеличит штат работников, остальные перейдут на ИП или уйдут в «тень», в те же гаражи.

-------------------------------------------

Заместитель начальника Управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Оксана ПОДЛИПСКАЯ:

— В целом по стране 150 индивидуальных предпринимателей за три месяца легализовали свою деятельность. Здесь лидирует Гомельская область — 77 ИП. С начала года активизировались предприниматели Брестской и Могилевской областей. Наибольшая активность среди председателей гаражных кооперативов наблюдается в Брестской и Минской областях. Всего по стране 102 кооператива внесли изменения в устав. Кстати, в Минске только один «гаражный специалист» оформил свою деятельность по закону. Мы связываем этот факт с тем, что здесь огоромное количество кооперативов с большой численностью гаражей — до 2000. На внесение изменений в устав потребуется время (до 1 мая).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter