Отечественный производитель легковых машин теснит конкурентов

Авторынок замедляет ход


Серьезные проблемы в мировой экономике не могли не отразиться на отечественном автомобильном рынке как новых, так и подержанных машин. Вспышка коронавируса, переросшая в пандемию, валютные колебания на фоне скачков цен на нефть — все эти факторы не лучшим образом сказались на относительно стабильном балансе спроса и предложения в этой сфере.


Беларусь пока не ввела жестких ограничительных мер, которые могли бы привести к остановке отечественных автомобильных производств или дилерской деятельности. Однако спрос на новые легковые автомобили объективно снижается по многим причинам. Вместе с ним сейчас отмечается и снижение предложения на рынке. Производственные цепочки поставок комплектующих во всем мире нарушены, а многие сборочные производства временно закрыты. В такой ситуации сокращение предложения может даже опережать сокращение спроса. И это касается не только сегмента дилерских продаж, но и вторичного рынка. 

Сегодня границы соседних государств закрыты. Но в конечном итоге они рано или поздно откроются, и конвейеры заработают, а вот стагнация спроса, вероятнее всего, будет долгой, считает заместитель председателя Автомобильной ассоциации БАА Сергей Варивода. Если удастся удержать в этом году рынок новых легковушек от падения более чем на 10%, то это будет хороший результат.

В середине марта в салонах представителей автоконцернов наблюдался ажиотажный спрос. Он подогревался ожиданиями подорожания машин. Более 80% дилерских продаж у нас составляют автомобили, ввозимые из России. И российские поставщики уже начинают повышать цены, пытаясь компенсировать девальвацию российского рубля. Этот процесс будет носить постепенный характер и растянется до конца года, считает Сергей Варивода. 

В логике нынешних ценовых движений нет ничего особенного: любая девальвация, в конце концов, отражается на стоимостных показателях. Поэтому часть людей, собиравшихся в перспективе заменить свою «лошадку», решили не откладывать покупку. Что будет летом-осенью, неизвестно. Да и модельный ряд может ощутимо оскудеть: кому-то из автопроизводителей не хватит комплектующих, а кто-то, в принципе, может на время серьезно свернуть работу на падающем рынке. 

Высокая волатильность российского рубля, считает эксперт, влияет на цены автодилеров, но не является определяющей. Они, как правило, не переписывают ценники каждый день. Поэтому поймать удачу можно лишь в дилерских салонах, где цены зафиксированы в российских рублях по курсу на дату платежа. Но таких сбытовых точек немного. Нельзя забывать, что ощутимая доля рынка принадлежит маркам, ввозимым из-за пределов Таможенного союза в Беларусь с оплатой в СКВ. А ценообразование для этой группы автомобилей вообще никак не зависит от курса российского рубля. Что касается моделей, производимых у нас, то здесь пока все стабильно.

Работать многим автодилерам будет в ближайшее время непросто. Последнее, что, похоже, придет в голову рядовому потребителю в период глобальной рецессии, так это приобретение нового автомобиля. Ранее прогнозировалось, что прямые покупки гражданами, включая сделки через так называемых перекупов и американские шоурумы, могли составить в текущем году около 40% всего рынка первичных покупок. Если эти каналы временно перестанут работать, то эффективнее будут работать автодилеры и местные автопроизводители, считает эксперт.

Какие же антикризисные меры поддержки сейчас могут быть востребованы? За всю отрасль говорить сложно: слишком разные игроки здесь. Об интересах производителей, видимо, должен позаботиться Минпром. Что же касается автодилеров-импортеров, то им не требуется особой поддержки, уверен Сергей Варивода. В экономике и законодательстве накопились проблемы, которые требуют пристального внимания. Это, в частности, касается вопросов различия фискальной нагрузки на игроков отрасли, особенно в части платежей в местный бюджет. Сегодня каждый автоцентр живет по своему «земельному праву». Кто-то платит земельный налог, кто-то — арендную плату, а кто-то — арендную плату плюс регулярную плату за право аренды. В итоге разница платежей за земли одинаковой кадастровой стоимости измеряется десятками процентов. Давно пора провести инвентаризацию так называемых квазифискальных платежей, считает Сергей Варивода. Формально они не включаются в состав налоговой нагрузки, а на деле составляют значительную часть затрат.

Отечественные производители легковых автомобилей сегодня имеют хорошую возможность для укрепления своих позиций на рынке. Собственно говоря, уже март показал, что «местные» наращивают амбиции. Например, доля Geely на рынке подскочила до 19%, что позволило марке уверенно закрепиться на второй позиции, обойдя Renault и немного уступив Lada.


ПЕРЕВОЗЧИКИ УХОДЯТ В ОНЛАЙН

Что собой представляет автобарахолка сегодня? Корреспондент «НГ» побывал на одной из них. Определенный выбор машин есть, с ходу так сразу и не скажешь, что что-то изменилось. Цены варьируются: от малолитражек за 2000 рублей до роскошных седанов бизнес-класса за 70 000. Но машины можно найти по любой цене. Правда, в основном присутствуют довольно «свежие» автомобили из США, России и ЕС. Проблем с транспортировкой авто из-за рубежа пока нет, их доставляют на тралах как груз, поэтому закрытые границы не стали проблемой. А привозят в большей степени с аукционов Франции, Бельгии и Германии. Есть и такие продавцы, которые приостановили свою деятельность. Так как доставлять машины сейчас можно только большим автовозом, мелкие перекупы отсеялись. 

Клиентов, безусловно, на авторынке поубавилось. Как рассказал Валерий, который специализируется на автомобилях из США, люди сегодня боятся неопределенности из-за мировой эпидемии. Сейчас никому непонятно, чего ожидать дальше. По этой причине многие предпочитают придержать свои накопления. 

Американские перевозчики перешли на бесконтактный режим работы — площадки для посещения и осмотра машин закрыты, живые торги отменены. Все перешло в онлайн. Некоторые порты закрывались на короткое время, но теперь их работа возобновилась. Да, сроки доставки несколько выросли. Но в целом бизнес работает. 

Цены на авто сейчас снизились. Рынок продолжает проходить проверку на прочность, и все озадачены вопросом: как долго?

В ТЕМУ

Барановичским межрайонным отделом Следственного комитета расследуется многоэпизодное дело о мошенничестве, совершенном в особо крупном размере. 31-летний житель Лиды вместе со своей 35-летней супругой, являясь учредителями частного предприятия, с марта по октябрь 2019 года под предлогом оказания услуг по поиску, подбору и доставке транспортных средств из стран Европейского союза заключали с физическими лицами соответствующие договоры на оказание услуг. После подписания договоров граждане переводили денежные средства в качестве аванса на расчетный счет предприятия лидчан. По данным следствия, подозреваемые, получая предоплату, деньги тратили на свои личные нужды. Поиском лиц, с которыми впоследствии были заключены указанные договоры, обсуждением условий и ведением переговоров занимались также двое их знакомых. В настоящее время следствием установлено 10 эпизодов противоправных действий подозреваемых, в результате совершения которых они причинили ущерб потерпевшим на общую сумму свыше 150 тысяч рублей. 

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter