Авторитеты, подвиньтесь!

"Золото" Парижа Андрей Михневич выиграл не благодаря, а вопреки.
"Золото" Парижа Андрей Михневич выиграл не благодаря, а вопреки. Вопреки обстоятельствам, вопреки мнению многих, не воспринимавших атлета всерьез.

Жидкие хлопки приветствовали феноменальную серию попыток, которые несколько недель назад августовским вечером в "Стайках" совершил Андрей Михневич. Это была серьезная претензия на лидерство не только в команде, но и на мировой арене. А ведь прошло всего четыре дня, как истек срок двухгодичной дисквалификации Михневича. Напомню, в августе 2001 года допинг-проба атлета дала положительный результат. Об этом факте почти не говорили. В спортивном мире молодого белорусского толкателя тогда мало кто принимал в расчет. На своем первом чемпионате мира-2001 в Эдмонтоне он не попал в финал, довольствовавшись десятым местом, через год Олимпиаду в Сиднее закончил девятым. И вот август 2003-го. Теперь за две недели до чемпионата мира ему предстояло справиться с отборочным нормативом, открывающим окно в Париж. Он сделал это превосходно. Пять толчков за 21 метр! Поздравляя Михневича, многие недоумевали - зачем он так рисковал, тем более после дождя, намочившего круг? Уже держа в руках золотую медаль, сидя на тренировочном поле "Стад де Франс", он признается: "Я хотел не просто появиться на публике, но и показать своему прежнему тренеру Александру Ефимову, на что я способен". Ефимов этих бросков не увидел. Опасаясь травмировать своих подопечных, он отправился на тренировку в Минск.

Михневич начал тренироваться у Ефимова в 1994 году. "Первые годы я очень верил ему, мы шли рука об руку. На тренировках все получалось, но стоило только выйти в сектор на турнире - нули", - вспоминает Андрей. Нет, Михневич ни в коем случае не сомневался в профессиональных способностях тренера. Но им сработаться не удалось: "Уйти от Ефимова - было моей инициативой. Помог Вася Каптюх".

Дискоболы Василий Каптюх, Леонид Черевко, Ирина Ятченко - группа Владимира Сивцова. Опытный наставник не прочь был помочь Михневичу, но прежде посоветовал разойтись миром с Ефимовым. "Я набрал телефонный номер Ефимова и в ответ услышал: "Ты без меня - ничто!" Это было ужасно слышать, повесив трубку, я долго не мог отойти. Но я в каком-то смысле благодарен Ефимову за то, что он тогда именно так поступил..."

Ефимов и Сивцов - полные противоположности. Первый - общителен и всегда с радостью дает интервью. Последний - наоборот. Сивцов не признает никаких правил и канонов, кроме тех, что устанавливает сам. Узнав о дисквалификации Михневича, он потер руки: "Что ни делается - все к лучшему, займемся техникой".

Новый тренер предложил Михневичу начать с азов. Работать не над дальностью полета, а над техникой толчка. Популярно говоря, учиться читать и писать. И результат не заставил себя ждать. Андрей получил ощутимую прибавку к результату. "Мы постарались найти для Андрея свой стиль, непохожий на другие, - объясняет Сивцов. - И это привело к успеху. Эти два года мы жили одной мыслью - чемпионатом мира".

И вот - Париж, "Стад де Франс". Сектор для толкания ядра, как обычно, намного удален от трибун, и докричаться до атлетов практически невозможно. Сивцов сидел на трибуне, обмениваясь взглядами с учеником, и тайком сосал валидол. Главную опасность для Михневича представляли американцы. Они кричали, просили поддержки у трибун, меж тем как Михневич расхаживал по сектору, выбивая руками такты звучавшей мелодии. Ближайший преследователь - Адам Нельсон - отстал от него на 43 сантиметра.

- "Андрей сегодня совершил подвиг, - почти до полуночи не ложился спать в этот день тренер. - Я любовался его невозмутимостью, хотя броски далеко не идеальны по технике".

Фантастическая диаграмма бросков Михневича произвела эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты, до сих пор ничего не слышавшие о великане из Беларуси, забрасывали вопросами на пресс-конференции. Это был настоящий день его триумфа, который он заслужил.

На очередном конгрессе Международной федерации легкой атлетики (ИААФ), который предшествовал чемпионату мира, сенегалец Ламин Диак был переизбран на пост президента. В члены ИААФ принят Восточный Тимор - он стал 211-м государством, входящим в состав легкоатлетической федерации.

* * *

За золотую медаль чемпионата ее обладатель получит 60 тысяч долларов. Если же победа будет достигнута с мировым рекордом, то дополнительно атлет получит 100 тысяч. "Серебро" Парижа оценено в 30 тысяч, "бронза" - в 20. Вознаграждения будут выплачиваться 8 лучшим спортсменам. Занявший 8-е место разбогатеет на 4 тысячи долларов.

Фото Рейтер.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter