Авторитет в профессии учителя не измеряется зарплатой

Приятно, что тех, которые вызывают восхищение своей любовью к детям и предмету, своим профессионализмом, меньше не становится
Если у наших учителей не будет достойного статуса и зарплаты, государство потеряет лучшие педагогические кадры, заявил Глава государства во вторник на совещании, посвященном результатам приемной кампании и подготовке к новому учебному году. Если вопросы эти на контроле у власти, ни учителя, ни ученики один на один со своими проблемами не останутся. Тем более что работа ведется. Программы обновляются, учебники совершенствуются. Уже, к примеру, подготовлен учебник нового поколения — навигатор по химии для 10 класса. Это не просто свод правил и задач, а настоящий мультимедийный комплекс с  видео и анимационными роликами, интерактивными заданиями. В планах — выпустить электронный учебник-навигатор по физике для десятого класса.

Конечно, разработка и выпуск новых учебников никак не снимает вопросов их качестве. А оно напрямую, считаю, связано с профессионализмом. Сегодня в национальном институте образования подсчитали: каждый пятый автор отечественных учебников – педагог-практик. Вопрос напрашивается сам собой: а не много ли теоретиков? Могут ли они обеспечить связь производимого ими продукта с реальным его потребителем — школьником? Знают ли они современного ученика, его интересы, потребности и возможности? Помню, когда сама училась в школе, целый год уроки русского языка вела разработчица нового учебника. То есть прежде, чем сдать его в работу, тестировала на нас. Не просто проводила уроки, но и интересовалась, насколько сложны, просты или интересны правила, упражнения или задания. Поступают ли так современные авторы? Сомневаюсь. Должны ли? Уверена, что да. Доводы просты: пускай лучше разработчик потратит больше времени и сил на совершенствование своего детища, чем государство баснословные деньги на некачественный учебник, который через год придется переиздавать, если вообще не писать новый. Мы не так богаты, чтобы издавать плохие учебники. Разве не так?

Еще один вопрос, который давно обсуждается на всех уровнях — это повышение статуса учителя. Кстати, традиционно он всегда был высок. Учитель на селе, да и в городе, всегда был фигурой уважаемой и почитаемой. Вспомните знаменитого коласовского Лобановича. Да и сами наши классики Колас, Купала, Мавр — педагоги. И этот список можно продолжать. А все потому, что они были носителями того, что почиталось веками, — знаний. Возможно, сегодня, когда в помощь каждому из нас гугл и википедия в любом смартфоне, знание больше не является чем-то сакральным. Но это не значит, что оно обесценилось. Как и статус профессии учителя. 

И здесь снова вернусь к словам Главы государства: во многом этот статус зависит именно от самого учителя. Каждого конкретного. Того, который позволяет себе переходить на личности и оскорбительно отзываться об умственных способностях учеников. И того, который, несмотря на невысокую зарплату, старается увлечь школьника своим предметом. Второго будут слушать и уважать даже самые отъявленные «хулиганы». Первого — никогда.

Приятно, что тех, которые вызывают восхищение своей любовью к детям и предмету, своим профессионализмом, меньше не становится. Как Наталья Гресь из Лиды, которая победила в конкурсе учителей словесности в Москве. Или представитель педагогической династии Тарас Орсик из Дятлово, ставший лучшим в областном конкурсе «Молодой специалист XXI века». Знали ли эти ребята, что зарплата учителя невысокая, а работа непростая? Безусловно. Но все равно выбрали именно эту профессию.

Как сделать, чтобы они не разочаровались в выборе? Чтобы и спустя десятилетия заражали своим энтузиазмом учеников? Вариантов может быть масса. Например, та же отраслевая система оплаты труда, которая тестируется сейчас в режиме эксперимента. Будем надеяться, пути решения найдутся и на предстоящем итоговом совещании по развитию белорусской системы образования. Главное, чтобы поменьше реформ, а побольше конструктива.

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter