Автомобильный узел

Еще пять лет назад автомобильные пробки для наших городов были явлением чужеродным...

Еще пять лет назад автомобильные пробки для наших городов были явлением чужеродным. Разве что рассказчики, вернувшиеся с московских проспектов, могли поведать тамошние ужасы долгого стояния на трассах. Да еще в Минске временами можно было попасть в длинный машинный ряд. Но вот - настигло... Автомобили постепенно отвоевывают место под солнцем в областных центрах и провинциальных городах, заполонив улицы и дворы. А транспортная схема оказалась к этому не готова.


Эффект "пробки"


В конце рабочего дня в пятницу возвращаемся из Мозыря в Гомель. Наш путь лежит через центр города. Очень скоро упираемся в хвост автомобильного "змеевика". Водитель чертыхается:


- Здесь под вечер теперь всегда такая картина. В это время стараюсь в город не выезжать.


Таких проблемных мест в Гомеле несколько. Все они так или иначе привязаны к центральной части города. Так сложилось исторически: в районы Гомеля можно попасть только через центр. Если к этому добавить узость улиц и ограниченность объездных вариантов при нарастающей автомобилизации, то без пробок никак. Благо пока только в час пик...


А вот где останавливаются машины после активного движения, легко читается по дворам. Утро, вечер, выходные здесь напоминают выставку достижений зарубежного автопрома. Привычный ныне сюжет: "кулачок" детской площадки в окружении четырехколесных друзей цивилизации. Плохо жильцам. Плохо автомобилистам. Одним приходится лавировать. Другим - посягать на игровые площадки, газоны...


Еще пару лет назад подобная картина была бичом только старых микрорайонов. Но теперь она и рядом с городскими новостройками. На "горячих линиях" все чаще раздаются звонки по этой теме. Жильцы-пешеходы не понимают, почему и в современных дворах вновь оказались у машин в плену. Жильцы-водители возмущаются, почему мест для авто у домов опять мучительно не хватает. Примечательно, однако, что на охраняемые стоянки водители не спешат. Как правило, ходить приходится за несколько кварталов - кому лень, кому дорого. Цена вопроса - около 3 - 4 тысяч рублей в день.


Опережая перспективы


Иду в управление Госавтоинспекции УВД Гомельского облисполкома. Сейчас здесь жарко. К окошкам регистраторов растянулись очереди. Наряду с водителями, обменивающими старые права на новые, немало тех, кто оформляет приобретенные автомобили. Наплыв объясним грядущим в июле ростом таможенных пошлин на ввоз.


- Сейчас в Гомеле около 109 тысяч легковых автомобилей, - приводит статистику заместитель начальника УГАИ Александр Баскаков. - Практически каждый третий горожанин имеет машину. Хотя по схеме развития городского пассажирского транспорта на такой уровень Гомель должен был выйти лишь к 2020 году.


Отсюда, получается, и проблемы. Один из ярких примеров опережения перспектив - малые гостевые парковки у домов. По действующим нормам на 100 жильцов многоэтажки положено 7 - 8 машино-мест, или одно на три квартиры. В новостройках практически каждая семья ныне имеет автомобиль. Значит, заведомо не вместиться и не разъехаться.


Чтобы снять напряжение, ГАИ действует в двух направлениях. Первое - при помощи эвакуаторов учит правилам парковки (ежесуточно на штрафплощадку доставляют 10 - 12 автомобилей). Второе - инициирует перемены в нормах проектирования, которые не поспевают за темпами автомобилизации.


- Если сложить все - гостевые парковки, гаражно-строительные кооперативы и охраняемые стоянки, то в городе сегодня насчитывается 52 тысячи мест, - продолжает Александр Баскаков. - По нашим расчетам, для нормальной обстановки не хватает около 35 тысяч... Но надо отдать должное, городские власти уже подступились к решению накопившихся проблем.


Что за горизонтом


Пожалуй, столь активно, как в последние два года, гомельская транспортная сеть еще не обновлялась. Главный архитектор города Татьяна Усенок перечисляет лишь самые масштабные проекты:


- Полным ходом идет строительство кольцевой дороги вокруг областного центра, а также новых путепроводов и мостов вместе с реконструкцией старых. Внутри города расширяются магистральные улицы. Делается все, чтобы отвести транспорт от центра и таким образом избавить город от пробок.


Дворовые стоянки тоже сегодня в поле зрения. Горисполком уже обратился к градостроительным институтам: при проектировании новой жилой застройки по возможности увеличивать гостевые парковки.


- Нормы нужно пересматривать, - считает главный архитектор. - Они действительно устарели.


Одновременно в областном центре считают: городская земля в дефиците, стоит дорого, да и неразумно превращать дворы в машинопарки. Поэтому будущее - за многоуровневыми паркингами. На них и делается ставка. Правда, в областном центре пока построен лишь один такой.


- Это недешевые объекты, - объясняет суть сложностей Татьяна Усенок. - В чистом виде паркинги инвесторов пока не привлекают. Но сейчас мы опробовали одну схему и надеемся, она будет работать. Выставили на аукцион право аренды на участок земли под многофункциональный центр, в котором предусмотрен паркинг на 300 мест для жителей микрорайона. И аукцион уже состоялся. Одновременно ведется работа с населением по строительству стоянок за счет автовладельцев. Надеемся, горожане вскоре сами к этому придут.


Частный случай


Молодежный жилой комплекс Солнечный к этому пришел пять лет назад. Тогда здесь за кредиты построили новый дом, а рядом с ним - подземную автостоянку на 41 место. Такая добавка обошлась каждому жильцу-автовладельцу в 5 - 7 тысяч долларов.


- За последние годы машин прибавилось, - председатель МЖК Владимир Макаров знакомит с внутренней обстановкой. - Поэтому жильцы предложили дополнительно построить отдельную подземную стоянку за свои средства.


Подобного опыта в Гомеле до сих пор не было. Первые шаги к цели сделали в 2009 году. Подходящий участок под одноуровневую подземную стоянку на 64 места нашли в соседнем дворе. Власти выделили землю. После занялись изготовлением проекта, который, помимо самой парковки, предполагает устройство над ней спортивной площадки с мягким покрытием под мини-футбол и теннис, а также зону отдыха с беседками и дорожками.


Солнечный, однако, все еще на пути к цели. Обнаружилось слишком много нестыковок в нормативных документах по строительству таких подземных стоянок. Поэтому в процессе приходится что-то корректировать. Но от идеи в МЖК пока не отказались, хотя удовольствие получается не из дешевых - ориентировочно 22 миллиона рублей на человека.


- Однако это самый перспективный путь, - уверен Владимир Макаров. - Мы на себе ощутили удобства уже действующей подземной парковки. Во-первых, разгрузка дворов. Во-вторых, близость. В-третьих, сохранность. Конечно, есть вопрос цены. Но взносы перечисляем частями, по мере выполнения работ.


...Насколько будет удачным опыт, увидим очень скоро. Однако и сегодня понятно, что без новых решений в этом деле не обойтись. С одной стороны, надо адаптировать к новым реалиям законодательство. С другой - продумать механизм партнерства. Скажем, будь схема, по которой часть расходов на себя брали бы местные власти (по обустройству территории, выносу сетей), а другую часть - автовладельцы, процесс наверняка оживился бы. И не исключено, гораздо быстрее решилась бы проблема перегруженных машинами дворов.


Кстати


В Гомеле будет разработана новая схема развития городского пассажирского транспорта и магистральной сети до 2030 года. Прежняя, откорректированная в 2006 году, уже не отвечает темпам автомобилизации.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter