Автомобили! Буквально все заполонили…

В   Беларуси   будут   разработаны   экономичные   многоуровневые   паркинги   для   спальных   районов

В   Беларуси   будут   разработаны   экономичные   многоуровневые   паркинги   для   спальных   районов   и   не   только

Центр Минска: какой двор ни возьми – всюду  автомобильная перегрузка. Из-за дефицита парковки машины захватывают все дворовое пространство: тротуары, клумбы, детские площадки. Увы, пока в столице только треть автомобилей обеспечена местами для хранения. С аналогичной проблемой сталкиваются и другие крупные города республики. Мы пригласили в редакцию узких специалистов, чтобы обсудить ситуацию. В дискуссии приняли участие Сергей ДЬЯКОВ, заместитель начальника мастерской Генплана института «Минскградо», Петр ПРУДНИКОВ, главный инженер УП «Гаражи, автостоянки и парковки», Ольга РЫЖОВА, заместитель директора «Паркинга» по эксплуатации, Валерий ПЕТРОВИЧ, заместитель директора подземного паркинга на площади Независимости, Евгений КАСПЕРОВИЧ, начальник отделения организации дорожного движения УГАИ ГУВД Мингорисполкома.

ПарковКА ВМЕСТО   ГАЗОНА      

«Р»: Итак, проблема очевидна. Сколько сегодня в столице автомобилей и каков прирост транспорта?

Е. Касперович: По нашим данным, на 1 тысячу горожан приходится 260 легковых автомобилей. За последние 8 лет количество автомобилей в городе увеличилось вдвое и составляет 610 тысяч. Только за 2008 год в столице поставлено на учет более 40 тысяч машин.

«Р»: Автомобильные стоянки, конечно же, растут далеко не в такой прогрессии.

П. Прудников: Построить 40 тысяч машиномест за год, увы, невозможно. В прошлом году Мингорисполком принял решение «О строительстве временных охраняемых автостоянок и парковок». Они появятся на территориях, которые пока пустуют, но в дальнейшем будут осваиваться для строительства. Один из первых примеров – стоянка возле разворотного кольца автобусов у диспетчерской станции «Кульман», которая уже заполняется. В ближайшее время за счет бюджетных средств будет создано 14 автостоянок по всему городу общей вместимостью примерно 6,6 тысячи машин. Кроме этого, в каждом районе будет определено по пять дополнительных площадок.

Е. Касперович: Попутно замечу, что с прошлого года в Минске появилось требование при разработке проектов капитального ремонта улиц по возможности предусматривать места для так называемой притротуарной парковки. В планах – отремонтировать около 200 улиц, и в этом году во многих местах уже начнется обустройство парковок.

С. Дьяков: Однако надо признать, что ресурсы наземных площадей не безграничны. Нужно переходить к следующему шагу – многоэтажным гаражам-стоянкам.

 «ПАРКИНГИ УБЫТОЧНЫ…»

«Р»: Первый многоуровневый паркинг появился в Минске 10 лет назад. Сегодня подобные сооружения почему-то можно пересчитать по пальцам. В чем дело?

О. Рыжова: Содержание паркинга как самостоятельного объекта становится экономически невыгодно. Бывают месяцы, когда работаем с убытками. И это при том, что в сутки на разовую стоянку заезжает 300—400 автомобилей.

В. Петрович: Паркинг (особенно подземный) – это в первую очередь затраты: коммуникации, отопление, охрана. И инвестор должен хорошо подумать, прежде чем решиться вложить деньги в подобный объект. К тому же возникнет вопрос с наполнением. Казалось бы, у нас в подземном паркинге созданы идеальные условия для хранения машин, но полная загрузка бывает редко, а жильцы близлежащих дворов стонут от засилья чужих машин.

Е. Касперович: Что интересно, машины зачастую стоят под запрещающим знаком, когда рядом полупустой паркинг. Еже-дневно в городе на штрафстоянки буксируется около 30 автомобилей, а в дежурную часть поступает около 70 звонков по поводу парковки. На загроможденные машинами дворы жалуются пешеходы, коммунальные службы, даже скорая помощь и пожарные. Штрафы за нарушение правил стоянки – до 175 тысяч рублей.

«Р»: А сколько надо заплатить за хранение машины в паркинге?

О. Рыжова: Цены адекватны затратам на строительство и содержание: от 160 до 220 тысяч рублей в месяц. Но дело зачастую не в финансах: как понять владельца новой иномарки, который игнорирует паркинг под боком и оставляет свою машину во дворе, а то и в месте, где стоянка запрещена? Может, все дело в менталитете?

П. Прудников: Очевидно, паркинги должны строиться в комплексе с другими объектами, в том числе с автомойками, СТО, станциями шиномонтажа. Этим можно завлечь водителя. По моим личным подсчетам, чтобы паркинг был рентабельным, на 1 квадратный метр стояночной площади должен приходиться один «квадрат» аренды торговых и иных площадей.

«Р»: Место также имеет значение. Если в центр города инвестора еще можно привлечь, то идет ли речь о строительстве паркингов в микрорайонах? Например, в проекте жилого района Брилевичи заложено пять крупных паркингов вдоль железной дороги. Но, насколько нам известно, на них поставлен крест…

П. Прудников: Там решено строить плоскостные автостоянки. Их емкость – более 2000 машиномест. Проблема в том, что себестоимость квадратного метра паркинга сравнима с себестоимостью жилья. В таких районах, как Брилевичи, Каменная Горка, Домбровка, львиная доля жилья строится для очередников. Найдется ли у этой категории граждан лишних 150—200 тысяч рублей в месяц на хранение машины?

ХРУЩЕВКА ДЛЯ   АВТОМОБИЛЕЙ

«Р»: В таком случае еще немного – и дворы захлебнутся в автомобилях.

С. Дьяков: В 1950-х годах в Советском Союзе был разработан экономичный тип жилья – хрущевки. Крохотные кухни, проходные комнаты – комфорт жизни невысокий. Зато в свое время это жилье позволило миллионам людей решить квартирный вопрос (и позволяет до сих пор). Нечто подобное планируется разработать и для автомобилей. Идет работа над концепцией многоэтажных экономичных гаражей массовых серий. Стоит задача создать максимально дешевые, но безопасные гаражные конструкции, которые можно будет возводить как в спальных микрорайонах, так и в центре города.

П. Прудников: Мингорисполком поставил задачу перед всеми заинтересованными ведомствами разумно ужать все требования к массовым многоуровневым гаражам, чтобы сократить их стоимость.

С. Дьяков: До сих пор проектирование многоэтажных гаражей велось как индивидуальное, отсюда и расценки... Пока об окончательной цене говорить рано. Она будет ясна, только когда подготовят и подвергнут анализу все проекты. Затем определится наиболее приемлемый вариант, который позволит решить проблему экономии территории. Ведь во всем мире самым дорогим была и остается земля, все, что на ней построено, дешевле.

СТОЯНКИ   ИДУТ НА   ПЕРЕХВАТ

«Р»: Чего сегодня не хватает городу для решения проблемы парковок?

С. Дьяков: Сегодня нужна единая концепция, координирующая работу всего транспорта столицы, а также мест его хранения. Эта система должна четко оперировать свободными паркоместами, возможностями проезда и возможностями самого общественного транспорта. Примерно так, как сейчас это делают на своем уровне диспетчерские службы общественного транспорта в столице и областных центрах. Это крайне важно, поскольку проблемы индивидуального транспорта напрямую связаны с работой троллейбусов, трамваев, автобусов и метро. Если человек знает, что в нужное время он спокойно доедет в нужную точку города, он дважды подумает, садиться ли за руль.

«Р»: Несколько лет назад в Мингорисполкоме заговорили о том, что на каждом выезде из города надо построить перехватывающие паркинги. Приехал человек из региона, пересел на рейсовый маршрут и отправился по своим делам. Насколько актуальны сейчас эти предложения?

С. Дьяков: Составлена предварительная схема, сейчас уточняются конкретные участки. Речь идет о том, чтобы на подобных объектах обязательно присутствовала экономическая составляющая: магазин, мойка, СТО и другие виды услуг. Только тогда это по-настоящему заработает: покупательский интерес плюс реальная экономия времени – серьезная заявка на успех. Наша основная задача сейчас — состыковать работу общественного и личного транспорта горожан: чтобы они не были антагонистами, а дополняли друг друга.

«ЭТАЖЕРКА»: ДОРОГО  И  СЕРДИТО?

«Р»: О том, что в столице могут появиться многоярусные механические «этажерки» для машин, слышали многие. Как и о том, что одно место на них будет стоить около 7000 долларов. Полтора года назад одна из фирм представила свой проект – результатов не видно…

С. Дьяков: Варианты конструкций рассматриваются разные. Первый – из металла — не прошел по пожарной безопасности. Сейчас делают бетонный… В процессе проектирования отработают какой-то вариант, и затем он будет эксплуатироваться. Для того и эксперимент.

«Р»: Что в ближайшее время будет делаться в Минске для устранения дефицита паркомест? По какому пути пойдет столица?

С. Дьяков: Разработана отраслевая схема. Далее определятся наиболее пригодные первоочередные площадки в центре города и на периферии. По ним будут разработаны градостроительные регламенты, а в последующем — проекты. Параллельно предстоит разработать номенклатуру разных типов паркингов для различных условий (центральная, срединная зона и периферия Минска). Определится порядок финансирования, создания льгот и стимулов. Только после этого будем вносить предложения по массовому строительству. Если очень грубо, то к 2015 году, возможно, минчане смогут увидеть первые результаты этой работы.

П. Прудников: Новые плоскостные стоянки несколько снимут напряженность. Сейчас их 65, вскоре появится еще 13, плюс 20—25 до конца 2009 года. Кроме того, по поручению города мы уже разработали проект обоснования инвестиций 4-уровневого подземного паркинга на Октябрьской площади. Вторая перспективная подземная площадка – на улице Янки Купалы.

С. Дьяков: Что нас ожидает в ближайшие годы? Рост числа машин и строительство стоянок. Наша главная задача сейчас – сделать так, чтобы темп усилий превышал темп прироста автомобилей. Время простого хранения машин на улице возле дома, увы, уходит.            

ВОСПИТАНИЕМ ЗАЙМУТСЯ   ЭВАКУАТОРЫ

Что предпринимается в крупных городах страны?

Виталий ДУБИК, главный архитектор Витебска:

– Улицы Суворова и Толстого планируется сделать витебским Арбатом, то есть пешеходными. Их надо будет полностью освободить от автомобилей, и вопрос парковки в центре города станет еще острее. Делаем ставку на многоуровневые стоянки. Один паркинг уже работает на улице Строителей, на Московском проспекте готов каркас второго. В ближайшие годы в городе надо построить шесть паркингов, которые частично разгрузят дворы. В новых жилых районах Билево-1 и Билево-2 будет по два паркинга. Разрабатываются проекты и для конкретных улиц. Например, на улице Терешковой за счет сужения зеленой разделительной зоны появится четвертая полоса в обоих направлениях, которая в выходные дни будет использоваться для стоянки машин.

Татьяна УСЕНОК, заместитель главного архитектора Гомеля:

– Понятно, что большинство крупных плоскостных стоянок и ГСК – явление временное. Земля дорогая и должна использоваться эффективно, так что будущее — за многоярусными автостоянками. Первый шаг сделан – в конце прошлого года в районе центрального рынка открылся первый паркинг, построенный за счет инвестора. Еще две площадки для подобных объектов выставлены на аукцион. Но, к сожалению, предложений от инвесторов пока нет… В последнее время ужесточились требования по части стоянок к предприятиям. Если в городе открывается новое кафе, магазин, офис, то одно из первых требований к владельцу – обустройство мест для парковки. Думаю, в ближайшие два-три года эта проблема в Гомеле не приобретет столичный размах. У нас есть время, чтобы дать достойный градостроительный ответ растущей автомобилизации.

Павел БУСЕЛ, начальник отделения организации дорожного движения ГАИ УВД Гродненского облисполкома:

– Гродно – город особенный. Историческая застройка с узкими улочками и тесными дворами никак не рассчитана на нынешние темпы автомобилизации. В центре с парковкой тяжелее всего, но рушить старое и закатывать все в асфальт – неразумно. Проблема и в культуре водителей. Все хотят парковать автомобиль в шаге от офиса. Надеемся, первый эвакуатор, который в ближайшее время приступит к работе, с задачей перевоспитания автомобилистов справится… При согласовании проектов новых зданий мы требуем обустраивать как можно больше парковок — из расчета 1 машиноместо на 1 квартиру. Если речь идет об инвестиционных объектах в центре, то обязательное требование – подземная автостоянка (один такой проект реализует минский инвестор).

Елена КУРАШОВА, заместитель главного архитектора Могилевской области:

– Проблема актуальна только для Могилева и Бобруйска: в райцентрах автотранспорт граждан не создает препятствий для работы коммунальных служб. В плане оперативного реагирования мы вводим дополнительные парко-места за счет благоустройства дворовых территорий, а также создания парковочных «карманов» на прилегающей территории. Если говорить о ближайшей перспективе — запланировано строительство многоуровневых паркингов, стоянок и боксовых гаражей. Проблема только одна – поиск инвестора.

Сергей ТАЛАТАЙ, заместитель начальника управления ГАИ Брестского облисполкома:

— Наш город — один из наиболее автомобилизированных в стране. По всем старым дворам мы уже подготовили предложения о перепланировке. Все проекты новых проходят обязательную проверку и согласование с нашим управлением. В подъездах жилых домов и в наиболее проблемных местах расклеиваем предупреждения. Параллельно в Бресте ежедневно заступает на дежурство 2—3 группы эвакуаторов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter