Автомобиль, приготовиться к осмотру!

С июля технический осмотр автомобилей в Беларуси будет проходить по-новому.
С июля технический осмотр автомобилей в Беларуси будет проходить по-новому. Этого требует Закон "О дорожном движении". Но многие перемены заметны уже сейчас.

Во-первых, "куратором" техосмотра будет Министерство транспорта и коммуникаций, и соответствующую работу оно уже вовсю развернуло. За ГАИ останется лишь сверка номеров и документов. Во-вторых, уйдет в прошлое техосмотр на глазок и наощупь, что испокон веков случалось в глубинке. Отныне исправность автомобиля будет устанавливаться на специальном оборудовании, в строгом соответствии с государственными стандартами. Как сообщил мне заместитель начальника одного из управлений Минтранса Михаил Михейчик, 10 комплектов соответствующих стендов уже закуплено, они сейчас монтируются. Объявлен тендер на приобретение еще 20 комплектов оборудования. Все это - для провинции, чтобы там не было очередей. В Минске, да и других крупных городах подобные стенды есть и на станциях диагностики ГАИ, и на многих автотранспортных и сервисных предприятиях. Правда, разрешение на проведение техосмотра им будет выдавать Минтранс - как принято в большинстве стран.

Как же все будет выглядеть на практике? В поисках ответа мы отправились в один из минских таксопарков, где буквально несколько месяцев назад установили суперсовременное диагностическое оборудование. На нем проверяют тормоза, подвеску, светотехнику, экологию выхлопов, причем все данные заносятся в компьютер и выдаются на руки в виде распечатки.

- Частников пока приезжает относительно немного, до 25 в день, - поясняет кассир-контролер Валерий Соболев. - И процентов 40, а то и 50 машин приходится возвращать на исправление дефектов. Реакция разная. Большинство благодарят, теперь, мол, знаем, чего ждать от машины. Но некоторые обижаются: у вас строже, чем в ГАИ...

Что ж, остается утешаться тем, что все это - ради нашего же блага. Ведь, по некоторым оценкам, весьма значительная часть ДТП происходит именно из-за плохого технического состояния автомобилей. Однако не будем скрывать и то, что некоторые сограждане предпочли бы получить заветный талон о прохождении ТО, "договорившись" с контролерами.

- Это чревато крупными неприятностями для обеих сторон, - предупреждает Михаил Михейчик. - Ведь данные о проверке каждого автомобиля поступят в центральный компьютер, где они будут доступны для системного анализа, для контроля ГАИ. К тому же мы будем проводить внезапные проверки. Выявятся махинации - подвергнутся наказанию не только непосредственные виновники, но и станция диагностики может лишиться разрешения на соответствующие работы.

Теперь о цене. Техосмотр стоит пока по-разному - от 5.200 рублей в ГАИ до 12 - 13 тысяч и более в коммерческих структурах. Сейчас в Минтрансе готовится документ, в соответствии с которым цена будет везде одинаковая - предположительно, около 10 тысяч рублей. Дело в том, что станции диагностики переводятся на хозрасчет - с уплатой налогов и другими затратами.

Проходить техосмотр можно со 2 января по 30 декабря. О том, что состояние многих легковых автомобилей (если они не используются как такси) в возрасте до 10 лет исследуется раз в два года, а тех, что старше, - ежегодно, известно уже, наверное, всем. Так что в заключение расскажем, как дело обстоит в Нью-Йорке: там техосмотр стоит 35 долларов и проводится строго раз в год. На 10 дней еще можно задержаться, но на 11-й грозит штраф - 50 долларов. Так что, сетуя на строгость наших новых правил, не забывайте, что по мировым меркам они еще достаточно либеральны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter