Автомобиль без очереди

Белорусский авторынок на фоне наших соседей чувствует себя более-менеее благополучно

Крупные мировые автоконцерны резко снижают  темпы производства новых легковушек, а белорусский рынок может получить прозвище одного из самых «прожорливых» в мире. Конечно, продажи автомобилей падают и в нашей стране, но в отличие от Запада отечественный авторынок еще не настолько сросся с банковским кредитованием. И потребители охотно «съедают» те иномарки, которые в связи с проблемами банковской ликвидности оказались не востребованы на рынках Западной Европы.

Крупным автопроизводителям сегодня приходится несладко: склады у них затоварены. В сентябре продажи новых машин на мировом рынке снизились до уровня 1995 года. В Европе в сентябре выручка компании «BMW» упала на 16 %, на 14 % сократился объем продаж марки «Opel», и на 30 % — автопроизводителя «Saab». В США из запланированного для реализации объема автомобилей в 15 млн. единиц было продано 12,5 млн. Грустная ситуация складывается и на российском авторынке, который еще в минувшем году считался одним из лидеров по объему продаж в мире. По итогам октября он сбавил обороты на 5 %.

По прогнозам аналитического агентства «J.D. Power and Associates», в 2009 году мировой автопром может потерпеть крах. К такому выводу эксперты пришли по нескольким причинам: реструктуризация кредитного рынка, меньший выбор условий лизинга и падение акций мировых автоконцернов на фондовом рынке. К примеру, в России 60—80 % новых машин покупалось в кредит, что из-за изменения условий кредитования стало теперь невозможным.

Белорусский же авторынок на фоне наших соседей чувствует себя более-менеее благополучно. Конечно, и наши автодилеры отметили снижение количества продаж автомобилей через банковское кредитование, но при этом отмечают: фактически спрос не упал. Потребитель просто переключил внимание на более низкие ценовые ниши и рассчитывает не на заемные банковские средства, а на свой собственный кошелек. Популярностью пользуются малолитражки. Самое забавное, что шаткое положение продавцов заставляет их искать любые варианты ублажения покупателей: им предлагают максимально возможный дисконт, одаривают подарками. Для многих дилеров агрессивная скидочная политика — единственный способ сохранить бизнес. Предложений на рынке достаточно много, и один из ключевых факторов при покупке автомобиля — это наличие скидок и специальных предложений. И дилеры, и дистрибьюторы это понимают, а потому стараются сделать условия покупки у себя максимально привлекательными. К примеру, приходя в автосалон, покупатель может практически сразу уехать на купленной машине. А ведь еще совсем недавно приходилось ждать привоза авто по несколько месяцев.

Как указывает председатель правления  автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Михневич, мировой кризис белорусский автосектор не затронул, но большинство автодилеров все равно стремятся побыстрее очистить свои склады. Отсюда и их стремление заманить покупателя любой ценой. «Однако «аттракцион невиданной щедрости» вскоре закончится, — прогнозирует эксперт. — Традиционно автопроизводители работают по годичным квотам, соизмеряя запросы импортеров со своими возможностями. Сейчас планируются объемы выпуска автомобилей для каждой отдельно взятой страны на 2009 год. Несомненно, они будут сокращены. Так что если кто-то хочет купить автомобиль, я бы советовал ему сделать это немедленно, не откладывая покупку да конца года. Потом машина обойдется дороже».

Растут в Беларуси и продажи автомобилей с пробегом. Несмотря на то, что Государственный таможенный комитет декларирует падение импорта легковых автомобилей по итогам января—сентября текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 5 %, до отметки 130 тыс. автомобилей, специалисты  поясняют, что снижение происходит лишь в количественном выражении. Если «мерить рублем», то рынок увеличился на 24 % и достиг почти $ 1 млрд. Как пояснил начальник отдела методологии таможенных платежей ГТК Александр Валиев, значительно вырос ввоз иномарок юрлицами — на 90 % (56 тыс. автомобилей на сумму $ 560 млн.).

«А вот доля частных перегонщиков начала сокращаться  — по итогам девяти месяцев они ввезли в страну на 32 % машин меньше. Это примерно 73,5 тыс. легковых автомобилей на сумму порядка $430 млн.», — поясняет специалист. В 2006—2007 годах большая часть импорта автомобилей юрлицами приходилась на дилеров. Сегодня доля автомобилей, ввезенных в Беларусь юридическими лицами и ИП, в общем объеме за последние четыре года значительно увеличилась и составила 43 %. В 2005 году этот показатель не превышал 1 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter