Автоматы бьют в «молоко»

Лет пять назад в лексиконе наших предпринимателей появилось модное слово — «вендинг»...

Лет пять назад в лексиконе наших предпринимателей появилось модное слово — «вендинг». Проще говоря, торговля товарами и услугами через автоматы. Железные «шкафы», выплевывающие кофе и чай, установили в производственных зданиях, в офисах и вузах. Дальше продажи напитков дело не пошло — перспективный и неприхотливый вид торговли не получил в отличие от зарубежных стран бурного развития. Почему? Когда я стою перед кофейным аппаратом, в сотый раз разглаживая купюру, чтобы «ящик» ее принял, а потом вместо ароматного эспрессо получаю жидкость мутного цвета с химическим вкусом, ответ на этот вопрос становится очевидным. Но только ли в качестве дело? В осадке на дне пластикового стаканчика — проблемы, типичные для нашего мелкого и среднего бизнеса, мешающие ему идти вперед.


Ностальгия по газировке


Если разобраться, вендингом называют хорошо знакомое нам явление. Помните железные автоматы «Газвода», которые в советские времена стояли на каждом шагу? Граненые стаканы, сомнительная санитария, но, кажется, вкуснее той ледяной газировки за три копейки не было ничего на свете. В России некоторое время назад на улицах появились ретроавтоматы подобного типа, которые тут же стали пользоваться популярностью у склонных к ностальгии потребителей. В одной из минских вендинговых фирм мне рассказали, что попытку воскресить сатураторы (так называются аппараты для насыщения жидкости диоксидом углерода) сделали и у нас. Только вот минчане ностальгировать отказались, газировку не покупали, и сеть автоматов пришлось демонтировать. Эксперты считают, что причина в сиропах. С «Тархунами» и «Байкалами» из 70 — 80–х нынешние сравниться не могут.


Так или иначе, из всех видов автоматной торговли наши бизнесмены выбрали кофейный — как самый надежный и выгодный. Приобрел аппарат, оформил документы, засыпал порошок — и вот она, прибыль, капает в стаканы. Простейший рецепт — сможет и новичок! На самом деле все не так просто.


— Санитарные нормы и правила никто не отменял: обслуживать автоматы должен обученный человек с медицинской книжкой, в санитарной одежде, — перечисляет основные требования заведующая отделом гигиены питания Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Марина Байбус. — Увы, часто мы видим обратную картину: с аппаратами работают, грубо говоря, люди в фуфайках. Фиксировали нарушения и во время проверок оптовых складов: рядом с продуктами питания хранились товары промышленной группы. Но в целом нельзя сказать, что этот вид торговли у нас на плохом счету. Все под контролем: новые вендинг–машины подлежат государственной гигиенической регистрации, бывшие в употреблении также проходят экспертизу. Только вот «бэу», к сожалению, ввозят гораздо чаще.


Горячая накрутка


Может, именно в этом главная причина отвратительного качества нашего «автоматного» и совсем неароматного кофе? Чего гадать. Давайте спросим у самих предпринимателей.


— Рассчитывать на то, что кофе стоимостью 1.000 рублей будет таким же вкусным, как напиток, приготовленный в турке, глупо. Но вопрос качества, конечно, стоит довольно остро. О нем не думают те игроки, которые недавно пришли на рынок и не собираются здесь долго задерживаться, — утверждает учредитель крупной вендинговой компании Игорь Лашук. — Бытует миф, что вендинг приносит сумасшедшие прибыли. Действительно, «грязная» наценка на кофе порой доходит до 250 процентов. Но после вычета арендных и прочих платежей, зарплаты технику получаем совсем другие цифры. Некоторых предпринимателей это не устраивает, они желают всего и сразу. И начинают экономить на ингредиентах. К примеру, можно использовать кофе, который стоит 30 долларов за килограмм. А можно тот, который в 4 раза дешевле. Причем продажная цена будет одинаковой.


Увы, мелкий бизнес порой напрочь забывает об ответственности. «Однорукие бандиты» от торговли банально «разводят» нас на деньги, подсовывая дешевый и низкокачественный продукт. Ведь не проверишь, не заглянешь в автомат, что он там готовит.


Впрочем, в том, что предприниматели выкручиваются, пытаясь остаться на плаву, есть и объективные причины. Развитие вендинга, который считается в мире одним из самых перспективных видов торговли, у нас «тормозят» известные административные несуразицы. Сложностей, если верить «автоматчикам», несколько. Главная — необходимость бегать по многочисленным инстанциям за согласованиями.


— Представьте: нет разницы, открываешь ты продовольственный магазин или ставишь торговый автомат. Документов потребуют столько же, — продолжает И.Лашук. — А ведь это абсурдно. Еще одна проблема — стоимость аренды, коммунальные платежи, которые выросли в разы. Есть и такой нюанс — многие собственники зданий не желают идти в ногу со временем и связываться с автоматами. Все это привело к тому, что бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы. Сравните: по существующим за рубежом стандартам на 1.000 жителей должно приходиться 20 аппаратов. В Минске эта цифра раз в двадцать меньше. Про регионы и говорить нечего. Даже в Москве автоматы уже и картошку жарят, и суп варят. У нас этого нет и неизвестно, будет ли. А впереди ждет еще одно потрясение: с 1 января 2011 года все автоматы должны быть оборудованы кассовыми суммирующими аппаратами. То есть чтобы при покупке кофе или молочного коктейля покупателю выдавался чек. Как это сделать технически, никто не знает. Даже идей нет. Надеемся, «чековая» инициатива все же не будет реализована.


Тысяча мелочей


Но почему мы зациклились лишь на кофе? В теории возможности нового для нас вида розничной торговли гораздо шире! В мире через автоматы давным–давно продают разнообразные товары: одежду, диски, книги, столовые приборы, сережки, карты, теннисные ракетки и батарейки. В общем, все то, что можно упаковать и уместить в железном «ящике». Преимущества такого бизнеса очевидны для владельцев, потребитель тоже в плюсе: получает ту самую шаговую доступность, о которой радеют работники торговли.


Быть может, именно вендинговые машины станут альтернативой ушедшим в запас коммерческим киоскам? Тем самым, которые два года назад убрали с городских улиц по санитарно–эстетическим причинам. Ведь ниша в итоге так и осталась незаполненной, за необходимыми мелочами горожанам приходится ходить в магазины и гипермаркеты, стоять в очередях. А если попробовать продавать их через автоматы? Утопия? Об этом я спросил специалистов Министерства торговли. Поинтересовался о перспективах вендинга и в Мингорисполкоме. Конкретики в ответ не услышал: мол, если найдутся желающие — пусть дерзают.


Вспомнили спецы и про фактор недоверия ко всему «автоматическому»: джинсы из аппарата, как в Парижском метро, наш человек купит вряд ли. Тут, пожалуй, можно согласиться. Помню, как в прошлом году наблюдал любопытную картинку на одном из минских автовокзалов. Пассажиры ходили хороводом вокруг автомата, который предлагал за деньги подзарядить мобильный телефон. Разглядывали, изучали, но попробовать, как работает новинка, никто не рискнул.


Вот и вендоры рисковать пока не желают, к идее массовой торговли непродовольственными товарами относятся скептически: невыгодно. В нынешних условиях многим из них проще, надежнее спокойно варить свой химический, «кислый» эспрессо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter