Какому виду коробки переключения передач отдать предпочтение

Автомат или механика?

Пока в автошколах продолжают терзать рычаги переключения скоростей на заметно подуставших машинах, мировой автопром все более активно продвигает автоматические коробки. Это неудивительно: они по праву считаются более простыми в использовании.

Однако на самом ли деле “механику” пора сдавать в утиль?



Ручная работа


Как ни странно, по техническому устройству механическая коробка переключения передач (МКПП) — очень простой агрегат (по сравнению с автоматическими аналогами). “Механика” легко обслуживается, ремонт ее сравнительно недорогой. Да и общую стоимость автомобиля она не слишком сильно увеличивает.

В то же время принцип работы МКПП предполагает активное участие человека, и начинающий водитель, плохо ориентируясь в тонкостях “игры” на “механике”, может быстро вывести ее из строя.

Прежде чем остановить свой выбор на МКПП, стоит разобраться в ее плюсах и минусах.


ПЛЮСЫ

+ Простота конструкции, невысокая стоимость ремонта и обслуживания.

+ Большой ресурс эксплуатации (часто остается работоспособной даже после выхода из строя родного двигателя машины).

+ Экономия топлива (до 10—15% по сравнению с машинами, оснащенными автоматической коробкой переключения передач) и высокая динамика разгона.

+ Высокий коэффициент полезного действия (умелое использование МКПП позволяет задействовать всю мощность двигателя).

+ Возможность быстрого увеличения количества оборотов двигателя. Водитель может выбирать стиль езды и контролировать переключение скоростей.

+ Меньший вес по сравнению с автоматической коробкой переключения передач.

+ Возможность запуска двигателя при сломавшейся системе зажигания или севшей аккумуляторной батарее.

+ Возможность буксировки неисправного авто на сцепке без использования дорогостоящего эвакуатора.


МИНУСЫ

– Сложность эксплуатации для новичков (неправильно используя сцепление, можно “убить” его вместе с коробкой).

– Перегрузка двигателя при некорректном переключении передач.

– Усталость водителя при езде в городском режиме, когда приходится постоянно переключать передачи.


Без человеческого фактора


У автоматической коробки переключения передач (АКПП) по сравнению с “механикой” намного больше узлов и деталей, следовательно, и конструкция ее более сложная. А значит, она дороже стоит, обслуживается и ремонтируется.

В то же время “автомат” проще в эксплуатации, особенно при езде в городе. Здесь не требуется постоянно контролировать переключение скоростей, машина сделает это самостоятельно. Так что человеческий фактор сводится к нулю, а значит, и непреднамеренно “задушить” АКПП практически невозможно.


ПЛЮСЫ

+ Легкость эксплуатации (нет необходимости постоянно дергать рычаг передач и включать-выключать сцепление).

+ Исключен риск перегрузить двигатель (“автомат” сам очень точно выбирает оптимальный момент для переключения передачи).

+ Незначительный промежуток времени между переключением (в момент понижения или повышения передачи теряется мощность двигателя).


МИНУСЫ

– Очень дорогой ремонт и обслуживание.

– Большой вес по сравнению с “механикой”.

– Более высокий расход топлива.

– Исключена буксировка машины на сцепке. Чтобы эвакуировать автомобиль в случае поломки, придется вызывать специальный погрузчик. Сделать же это не всегда возможно.

– Небольшой по сравнению с МКПП пробег до капитального ремонта (около 200 тысяч километров, а дальше — как повезет).

Впрочем, все эти плюсы и минусы присущи автоматическим коробкам переключения передач в общих чертах. Выбирая же авто с подобной системой, необходимо знать, что существует несколько видов АКПП, каждая со своими достоинствами и недостатками.

Гидромеханическая АКПП (обычный “автомат”) позволяет передавать наибольший крутящий момент от двигателя к колесам. Она наиболее долговечная среди себе подобных. В то же время водитель непременно будет чувствовать провалы мощности двигателя в момент переключения передач (ощутимые рывки машины).

Коробка переключения передач с двумя сцеплениями также позволяет использовать максимальный крутящий момент двигателя. Однако такая система самая ненадежная, а ремонт ее влетает в копеечку.

К положительным сторонам так называемой роботизированной АКПП можно отнести относительную дешевизну (по сравнению с другими “автоматами”) производства и эксплуатации. Основной же минус — подергивание автомобиля при переключении скоростей.

Бесступенчатый вариатор славится плавностью переключения передач, водитель может только увидеть, как в определенный момент стрелка тахометра качнулась вниз, но никогда не почувствует это физически. Основной минус вариатора — малый ресурс (нередко приходится ремонтировать этот агрегат после 100—110 тысяч километров пробега).

До сих пор наиболее практичной во всем мире считается механическая коробка переключения передач. Однако прогресс не стоит на месте, “автоматы” совершенствуются. Выбор за вами

muravsky@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter