Автолюбители станут инвесторами

Владельцы транспортных средств уже не первый год сталкиваются с острым дефицитом автостоянок и парковок. Так, например, в столице их потребности удовлетворены лишь наполовину

Владельцы транспортных средств уже не первый год сталкиваются с острым дефицитом автостоянок и парковок. Так, например, в столице их потребности удовлетворены лишь наполовину. Наиболее приемлемый способ решения этой проблемы, как считают в КУП «Гаражи, автостоянки и парковки», — строительство стоянок за счет самих же автолюбителей. Прежде всего тех, кто предпочитает размещать свое авто с комфортом и как можно ближе к дому.

По расчетам специалистов, динамика пополнения парка автомобилей в ближайшие годы сохранится. Ежегодно транспортный поток столицы увеличивается на 35 тысяч машин, приобретенных частными лицами (рост примерно 7 %). Количество служебных автомобилей, находящихся на балансе юридических лиц, более устойчиво. Предполагается, что до 2010 года парк автомобилей организаций будет пополняться примерно на 2 % в год. Несмотря на то, что автостоянки являются необходимым элементом инфраструктуры города, планом развития транспортного хозяйства Минска их строительство за счет бюджетных источников не предусмотрено. «Бюджет города забирает развитие общественного транспорта, в том числе строительство новых станций метро», — сообщил главный инженер КУП «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников. Однако участки земли, предусмотренные для строительства стоянок, выделяются. В самое ближайшее время Мингорисполкомом будут выставлены на аукцион 10 таких площадок. Как использовать весьма недешевые нынче земельные угодья? Городские власти отдают предпочтение компаниям, которые предлагают решения, наиболее приемлемые как с технологической точки зрения, так и по цене. 

Очевидно, что так называемые плоскостные стоянки (заасфальтированные участки земли, обнесенные забором) совсем скоро станут свидетельством дел давно минувших дней. Даже при нынешнем дефиците стояночных мест они уже не пользуются прежним спросом, в первую очередь по причине их удаленности от жилых домов. Сегодня оставить машину рядом с подъездом – дело привычное как для владельцев недорогих подержанных машин, так и для обладателей новеньких иномарок. К тому же земля дорожает,  строительство новых плоскостных стоянок становится невыгодным с любой точки зрения. 

Настоящими «домами» для машин становятся многоуровневые паркинги (как наземные, так и подземные). По некоторым подсчетам, строительство одного машиноместа в таком сооружении обходится в 5—15 тысяч евро. Оно занимает около 50 квадратных метров площади (с учетом подъездных путей, зон маневрирования, пандусов и прочей инфраструктуры). Окупаемость и доходность паркингов, по мнению специалистов, во многом зависит от месторасположения и возможности привлечь другие, более рентабельные виды услуг – торговлю, сервис... «Потянет» ли рядовой автолюбитель расходы по строительству автостоянки? Найти желающих инвестировать в «дом для авто» можно, считает Петр Прудников. Тем более что за последние полтора года резко подскочили и цены на гаражи – практически в 2 раза. Но механизмы привлечения средств автовладельцев для реализации проектов строительства паркингов пока не отработаны. Возможно, будут взяты на вооружение те же подходы, что и при возведении жилых домов, – кредитование и строительство в рассрочку. 

Проблему дефицита парковочных мест в Беларуси можно решить и с помощью современных технологий. Именно такой путь уже опробован в крупнейших мегаполисах мира, в том числе в российской столице. Речь идет об автоматизированных парковках, которые позволяют на ограниченной площади создавать достаточно большое количество машиномест. Так, например, в Берлине уже строятся здания, в которых предусмотрена парковка автомобилей прямо на балконах квартир. На белорусском рынке автоматизированные парковочные технологии представляет созданное в феврале 2007 года ООО «МультиПаркинг». Впервые оценить образцы парковочного оборудования в Минске смогли посетители выставки «Моторшоу-2007». Спектр применения этих технологий достаточно широк. Они могут использоваться на открытых площадках, в крытых паркингах, в жилых дворах и частных гаражах, в офисных и торговых центрах. 

Как ожидают специалисты «МультиПаркинга», в первую очередь в Беларуси будут востребованы более простые системы двух-трехъярусного размещения автомобилей. Они сравнительно недороги. Так, установка специального лифта для двухъярусного хранения автомобилей обойдется заказчику в 5—6 тысяч евро. Однако сложные полуавтоматические и автоматические системы, считают в компании,  перспектива самого ближайшего будущего. По стоимости машиноместа они соотносятся с капитальными вложениями при строительстве обычных многоэтажных паркингов, однако ввиду значительной экономии площади имеют более низкие эксплуатационные характеристики. 

— Сегодня перед любым инвестором встает дилемма, – говорит генеральный директор ООО «МультиПаркинг» Александр Каминский. – Необходимо решить, сократить ли объем полезной площади всего здания и отдать его под открытые паркинги или же выгоднее применить современные технологии, чтобы обеспечить нужное количество парковочных мест без ущерба для основного бизнеса. Мы помогаем клиентам искать эффективные и комплексные решения, используя знание белорусского рынка и мирового опыта. 

Чтобы дело пошло, стоит создать хотя бы один подобный объект и предъявить его городу, считает Петр Прудников. Однако вопрос о том, кто решится вложить свои кровные в это новое начинание, пока остается открытым. Во всяком случае, те же немецкие специалисты считают, что автоматизированные гаражные комплексы будут работать достаточно эффективно, если автолюбители станут арендовать парковочные места. Что касается строительных и инвестиционных компаний, автодилеров, владельцев автостоянок, гостиниц, клубов и ресторанов, то для них применение рациональных парковочных решений — возможность обеспечить прирост доходности основного бизнеса. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter