Подготовка к техосмотру, развал-схождение, аквапланирование: автолюбители спрашивают — «НГ» отвечает

Автолюбители спрашивают — «НГ» отвечает

ТО, что надо

На какие нюансы в первую очередь надо обращать внимание при подготовке машины к техосмотру?

Виталий Кулпенок, Полоцк

Как сообщил Михаил Михайловский, начальник управления организации государственного технического осмотра УП «Белтехосмотр», согласно белорусскому законодательству, легковые автомобили, используемые в коммерческих перевозках пассажиров, должны проходить техосмотр один раз в полгода. Легковушки старше 10 лет (включая год выпуска) — ежегодно, менее 10 лет — один раз в два года.

Приехав на диагностическую станцию, нужно иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт), договор обязательного страхования гражданской ответственности (за исключением случаев, когда он оформлен в электронном виде), документы об оплате (за исключением использования ЕРИП).

На линии специалисты проверят тормозную систему, рулевое управление, внешние световые приборы, колеса и шины, двигатель и его системы, ходовую часть, кузов, элементы комплектации, наличие подтекания масел и эксплуатационных жидкостей, состояние электрооборудования, внесение изменений в конструкцию транспортного средства, а также элементы, обеспечивающие обзорность.

Кстати, стандартное время проведения гос­техосмотра легкового автомобиля — 20—25 минут. Работы, выполняемые сотрудником УП «Белтех­осмотр», являются административной процедурой (стоимость — 0,3 базовой величины).

Когда заканчивается срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении? Например, если техосмотр пройден 16 марта 2023-го, то его годовое окончание будет датироваться 16 марта 2024-го.

Колесо проверки

В каких случаях требуется регулировать развал-схождение у автомобиля?

Сергей Горовец, Мстиславль

Водители должны помнить: регулировка развал-схождения производится в обязательном порядке при замене шаровых опор. Изменяется наклон колес, что неизменно сказывается на управляемости автомобиля, рассказал Евгений Савич, кандидат технических ­наук, профессор АТФ БНТУ.

Он напомнил, что регулировку развал-схождения также необходимо проводить при замене наконечников и рулевой рейки. При замене шруса, который, по сути, лишь передает колесам крутящий момент, все же нужно осуществлять регулировку развал-схождения: при таком ремонте автомеханики на СТО часто раскручивают рулевой наконечник и шаровую опору, а в последующем даже при аккуратном сборе в обратной последовательности, все равно какие-то погрешности вполне возможны.

КСТАТИ

Не надо регулировать развал-схождение при замене колес, в том числе при «переброске» с зимних шин на летние. И наоборот.

В ТЕМУ

Цена регулировки развал-схождения на СТО варьируется в пределах 30 рублей — для легковых автомобилей (седан, хэтчбек, универсал, купе), а также внедорожников, кроссоверов, минивэнов, пикапов. И до 45 рублей — для микроавтобусов.

Есть и дополнительные услуги: проверка подвески на яме — от 15 рублей, проверка на стенде — от 20 рублей, разработка тяг — от 5 рублей, замена рулевой тяги — от 20 рублей и замена наконечника — от 15 рублей.

Водный протекторат

В чем опасность аквапланирования? Как во время ливня и, конечно, после него должен вести себя водитель на дороге?

Александр Мирончиков, Могилев

Аквапланирование опасно тем, что теряется сцепление колес с асфальтом и машина становится плохо управляемой. Также при неправильных действиях водителя есть опасность потери курсовой устойчивости в момент восстановления сцепления с дорогой. Здесь имеют большое значение скорость и масса автомобиля, глубина лужи, состояние шин (изношенность протектора).

Даже неглубокая колея на трассе может быть опасна. Нужно сбросить скорость и не ехать в колее, а взять немного правее или левее в пределах своей полосы. К тому же при аквапланировании машина может начать вилять из стороны в сторону, отталкиваясь от бортиков колеи. В таких случаях водитель должен корректировать свое направление плавными и скупыми движениями, при этом крепко удерживая руль, чтобы машину не выбросило из полосы движения. По этому поводу несколько полезных советов от инструкторов Центра контр­аварийной подготовки.
♦ Лужи надо преодолевать на прямых колесах. Если вода на повороте дороги, проезжайте ее на еще меньшей скорости во избежание заноса.

♦ Вода часто скрывает неровности, острые края ям: сбрасывайте скорость при проезде луж, чтобы избежать удара по подвеске и не повредить днище машины.

♦ Выехав из глубокой лужи, откройте капот, чтобы вышел пар, ведь его проникающая способность выше, чем у воды. Может пострадать автоэлектрика.

♦ После проезда водного препятствия притормозите три-четыре раза для просушки тормозов.
savostenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter