За все ответит собственник
Бобруйск бороться с нетранспортабельными легковушками начал одним из первых. Начальник отдела ЖКХ, благоустройства и юридической работы администрации Ленинского района города Денис Дедюшко уточнил, что первое застоявшееся авто в принудительном порядке было эвакуировано еще семь лет назад. С тех пор работа по очистке дворов от автохлама не останавливалась. В нынешнем сезоне, к примеру, только в их районе выявлено 29 брошенных машин.
— Три автомобиля в итоге пришлось принудительно эвакуировать на штрафстоянку. А владельцы 26 машин все же нашли возможность переместить их в другое место.
К слову, у большинства автомобилей, бросивших «якоря» в бобруйских дворах, оказались новые пользователи. «Кто-то получил доверенность на управление, кому-то просто отдали ключи, однако процедура передачи не была оформлена юридически», — этот аспект, признал Денис Анатольевич, усложнил и без того непростую процедуру выяснения имени хозяев авто. Но и владельцам добавил головной боли и расходов, ведь в конечном счете ответ за нарушение правил парковки держать пришлось им, а не тем, кто временно сел за руль их «ласточек».
По методу дедукции
Начальник ЖЭУ № 6 в Могилеве Маргарита Титова не скрывает: иногда поиски хозяев автомобилей выливаются в настоящие детективные истории.
— Во дворе дома № 29 по улице Бакунина долгое время стояли без движения сразу два автомобиля — легковой и микроавтобус. Стали искать хозяев, оказалось, что владелец у них один и он уже ушел из жизни, — поделилась Маргарита Алексеевна. — Тогда начали искать наследников.
Прошло более полугода, прежде чем наследники убрали автомобили. Учитывая особые обстоятельства, к этой операции, призналась начальник домоуправления, ГАИ привлекать не стали. Хотя в некоторых случаях прибегать к помощи автоинспекторов, а то и милиции, все-таки приходится: некоторые владельцы «попавших под колпак» машин проявляют агрессию, и договориться с ними мирно при всем желании не получается.
Начальник службы по благоустройству ЖРЭУ Октябрьского района г. Могилева Вячеслав Попов тоже признает, что не всегда удается достичь взаимопонимания с владельцами автохлама. Но в этом случае помогает законодательно отработанный механизм воздействия: предписание, эвакуация авто и три месяца на то, чтобы водитель мог возместить затраты, связанные с транспортировкой машины. Однако случаются и непредвиденные обстоятельства.
— Сейчас мы устанавливаем владельцев «Волги» и «Опеля» с российскими номерами, — поделился Вячеслав Попов. — В нашей базе их, понятное дело, нет. Единственное, что можно узнать из тех же номеров, — то, что автомобили зарегистрированы в Московской и Брянской областях. Подали запрос в автоинспекцию соседней страны.
Мест для парковки, особенно в районах старой застройки, немного.
Почем машина без колес?
В этом году в Могилеве из дворов убрали более ста «пожилых» автомобилей. Но появляются новые. «Иногда, — поделился наблюдениями Вячеслав Попов, — свою лепту в состояние надолго припаркованных автомобилей вносят вандалы. Одни разбили стекло, другие порезали шины, поцарапали бампер. В итоге машина быстро приходит в негодность». Исполняющий обязанности начальника службы по благоустройству Ленинского ЖРЭУ г. Могилева Татьяна Шунькина рассказала, что в списке брошенных машин есть и дорогие модели, и представители советского автопрома, отслужившие не один десяток лет:
— На улице Быховской неподалеку от одноименного рынка завис «Мерседес-Бенц», на Королева — «Крайслер», на Лазаренко — «Опель-Вектра».
По наблюдениям коммунальщиков, брошенные, на первый взгляд, машины не только таковыми не являются — хозяева за ними еще и присматривают. Владельцы автохлама нередко прибегают к хитростям, чтобы замести следы, например снимают номера. «В таких случаях, — пояснила Татьяна Шунькина, — приходится создавать специальную комиссию, вскрывать автомобили. А это очень хлопотная процедура».
Еще одна причина, по которой машины застаиваются во дворах, — обыкновенное нежелание хозяев сдавать их в утиль. Дескать, хлопот много, а выгоды никакой. Заместитель директора предприятия «Могилеввторчермет» Александр Лавренков с таким подходом в корне не согласен. «Черный лом — а автохлам в основном подходит под эту категорию — имеет несколько классификаций. Если брать в среднем, то килограмм такого металлолома можно сдать за 28—30 копеек. Металлическая часть авто потянет в среднем на семьсот килограммов. Вот и считайте, сколько можно на нем заработать». Александр Геннадьевич отметил: удельный вес бэушных автомобилей в общем ассортименте принятого лома становится все весомее.
Впрочем, Татьяна Шунькина считает, что есть проблема и в тех автомобилях, которые «беспризорниками» не назовешь, но которые постоянно ночуют во дворах. Их число растет.
— А мест для парковки, особенно в районах старой застройки, немного. Жильцы жалуются, что не могут открыть окна, когда кто-то прогревает машины, ведь вся гарь поднимается вверх. В городах и так воздух не очень, а тут его загрязняют еще больше.
При этом вакантные места на охраняемых стоянках в Могилеве есть. Можно предположить, что 50 рублей в месяц дороговато. Однако среди любителей оставлять авто под окнами замечены также хозяева гаражей, которые не хотят ими пользоваться. Выйти из подъезда и сразу сесть за руль, пожалуй, удобнее. И официально придраться к подобной привычке собственника авто не получится. Оштрафовать такого автовладельца можно разве что за парковку на газоне. Но если зеленая зона во дворе из-за частых ночевок машин таковой перестала быть, этот аргумент также может оказаться спорным…
markova@sb.by