Автограф для знаменитости

Написано пером и вырезано штихелем
Написано пером и вырезано штихелем

Негромкий юбилей — 35 лет со дня появления на свет миллионного жителя Минска — мог бы остаться незамеченным для кого угодно, но не для Эдуарда Жигалко. Именно ему, самому известному и уважаемому столичному ювелиру и граверу, в далеком уже 1972 году было поручено украсить памятной надписью и рисунком специальную медаль, изготовленную в честь этого события для счастливых родителей. Копию этой медали Эдуард Михайлович оставил себе на память.

Наследство прапрабабушки

Искусству гравировки Жигалко, закончивший в Минске ремесленное училище металлистов, обучился в Германии, где довелось ему служить в молодости. После возвращения домой Эдуарда Михайловича сразу приняли на работу в самую популярную по тем временам ювелирную мастерскую неподалеку от площади Победы. Появились ученики... Молодые люди, желавшие овладеть весьма прибыльным в те годы делом, приходили к Эдуарду Михайловичу десятками. Но надолго, как правило, не задерживались: не всем хватало усидчивости, внимания, терпения. Но один из них — Леня Соколов, полировавший латунные пластинки до блеска, демонстрировал просто чудеса настойчивости...

Гравировкой Леонид Иванович занимается уже 43 года, причем он — один из немногих, кто владеет техникой вырезания штихелем. Оценить уникальность этого тонкого умения могут, пожалуй, лишь те, у кого сохранились старинные ручные часы или фужеры с блестящими изогнутыми буковками.

Свое редкое мастерство он передал сыну. Теперь Леонид и Дмитрий Соколовы вместе работают в мастерской. И великолепное владение штихелем — у них как семейная тайна и реликвия.

Впрочем, прибегают они к этой технике не так уж и часто. Что поделать, в современном мире высоких технологий ручной труд ценится невысоко... Тем не менее Дмитрий показал мне, как работать со штихелем.

На металлической пластине карандашом прописью выводится буква. Штихель вырезает на металле очертания буквы, летят острые стружки... После поверхность шлифуется. Затаив дыхание, инструмент нужно держать строго под определенным уклоном и вести его уверенно и четко...

Нынче штихель у граверов практически полностью вытеснила бормашина. Пользуются и лазером. Но лазерные надписи быстро стираются — их частенько приносят восстанавливать заново. При этом лазерный станок — удовольствие не из дешевых, стоит он около 45 тысяч долларов. А применять новейшие технологии имеет смысл только при массовом производстве — тысячи и больше изделий.

Крупные заказы в мастерской — это правительственные награды, медали для спортсменов, таблички с группой крови для пожарных, логотипы войск для военных... А вот количество частных заказов заметно поубавилось. Хотя среди состоятельных людей вошло в моду делать гравировку на ружьях. Сцену охоты, например, выполненную объемной рельефной гравировкой на прикладе, они ждут около 5 лет и не ропщут. Искусный труд умножит цену ружья в несколько раз.

Бриллиантовая серьга

Нередко Эдуарду Михайловичу приходилось совмещать роли гравера и ювелира. Скажем, известным дрессировщицам Ирине Бугримовой и Маргарите Назаровой он не раз ремонтировал ювелирные изделия. Назарова однажды мыла окна и рамой прищемила кольцо с крупным бриллиантом, стоившее по тем временам как три «Волги». Мастер золотые руки починил колечко у отважной укротительницы тигров прямо на глазах. Да и нельзя было иначе, ведь молва запросто могла потом обвинить в замене драгоценных камней... Но Леонид Иванович и Дмитрий, выполнявшие гравировку для таких известных личностей, как Индира Ганди и Петр Машеров, а также для Элеоноры Езерской, Михаила Финберга, Владимира Новицкого, ювелирами так и не стали. К гравировке ведь претензий не предъявишь — клиенту заранее показывают, как будет выглядеть надпись. То ли дело починка золота...

Рассказывают, как однажды капризная клиентка, на глазах у которой чинили дужку на бриллиантовой сережке и заодно начистили ее до блеска, решила, что переливается огнями сережка неспроста — подменили в ней бриллианты на дешевое чешское стекло! Ювелира затаскали по судам. И хотя неоднократные экспертизы подтверждали, что мастер чист, словно знаменитое чешское стекло, клиентка до последнего обвиняла его в фальсификации...

Каких только надписей не вырезали на металле Соколовы! И изречения Омара Хайяма, и тайные знаки для магов и народных целителей... О временах и нравах в мастерской привыкли судить по заказам. На дешевой китайской бижутерии, как известно, гравировки не сделаешь. А теперь мы все чаще покупаем вещи–однодневки на один сезон, чтобы потом легко с ними расстаться. Но Дмитрий и Леонид Иванович убеждены, что вернутся еще те славные времена, когда именные монограммы ставились на добротных и качественных вещах. И передавались из поколения в поколение как реликвия.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter