Автобусы на орбите.

Новая система, установленная в автобусах, троллейбусах и трамваях Минска, может передавать данные о местонахождении машин каждые три секунды.

Жители столицы уже успели заметить, что общественный транспорт все чаще стал приходить вовремя, по расписанию. А к марту наступившего года новая аппаратура, основанная на спутниковой GPS-навигации, заставит любителей опаздывать на работу исключить задержку транспорта из списка стандартных отговорок. От того, насколько эффективной будет работа этой системы, зависит будущее “общественного авто” всей страны — не исключено, что подобный способ контроля движения будет со временем внедрен во всех городах Беларуси. Репортер “НГ” проехал по автобусному маршруту вместе с водителем и выяснил, как работает современное “спутниковое сопровождение”.

Двери закрываются

В кабине водителя Евгения Астошонка мне как-то тревожно, чувствую себя “нелегалом”.
— Да стой, не волнуйся! — машет Евгений рукой. — Сейчас проверяющих на маршруте почти не встретишь — работы нет. За них все МТВ делает...
— Что такое МТВ? Телевидение какое-то? — спрашиваю у водителя.
— Это новый приборчик, — смеется мужчина над моими догадками. — Называется многофункциональный терминал водителя, сокращено МТВ. Теперь за нами следит он — через спутник, с помощью GPS.
Евгений показывает на небольшое устройство, закрепленное на панели слева от рулевого колеса. МТВ “подсказывает”, за сколько минут нужно до-
ехать до следующей остановки, чтобы не отстать от расписания, а также сообщает о времени задержки или опережения, если водитель не рассчитал скорость движения. Кроме того, в нем стоит датчик, который через спутник отправляет информацию, где именно мы находимся, прямиком на монитор диспетчера центра управления движением.
“Остановка “Минск-Арена”, — пишет терминал. — Минус 2”.
— Ну опоздание на две минутки — это не страшно, сейчас дадим чуть больше “газу” — комментирует водитель показания прибора. — Видишь, текст зеленым горит. Если бы серьезно нарушил график, цифры стали бы красными. Очень удобно! Раньше ведь как было: всего два-три контрольных пункта на всем маршруте (на таких остановках еще столбы специальные стояли со знаком, похожим на молнию). Нужно было подъехать к нему, чтобы связь “тянула”, по рации связаться с диспетчером — тогда он понимал, что ты на маршруте. Сейчас весь транспорт у диспетчеров как на ладони — на одной большой электронной карте города. Изображение обновляется с заданной частотой, самая оперативная — каждые три секунды. Теперь мысли заехать на маршруте в гастроном водителям в голову не приходят...
На остановке “Комсомольское озеро” в салон заходит много пассажиров. Они проворно устремляются к свободным местам для сидения. “Дайте два талончика, пожалуйста”, — женщина протягивает купюры в окошко водительской кабины.
— Сейчас хоть “пожалуйста” говорят, “спасибо”, — отмечает Евгений, выполнив просьбу. — А раньше только с претензиями в окошко обращались: мол, где был 15 минут?! Порой и оскорбляли, и в водительскую кабину пытались прорваться. Но на такие случаи теперь есть тревожная кнопка на МТВ. Не дай бог, драка в салоне или плохо кому-то стало...

Следующая остановка...

“Чудо техники” вдобавок ко всему позволяет диспетчеру связаться с водителем и наоборот. Благодаря этой функции МВТ в центре управления движением всегда знают, что происходит на дорогах города, могут предупредить об аварии, в случае поломки — оперативно прислать техпомощь, если понадобится — отправить из парка резервный транспорт.
На прощание Евгений Викторович вспомнил случай, когда новая система принесла реальную, а точнее, адресную помощь пассажиру. Работающая на одном из крупных предприятий города женщина, проработавшая 10 лет без замечаний, “попалась” на опоздании. Она пыталась объяснить начальству: из-за гололеда на МКАДе произошла авария, образовалась пробка и автобус, обычно приезжавший вовремя, доставил пассажиров с 30-минутным опозданием. Начальство не поверило и пригрозило увольнением “по статье”. Чтобы отстоять свою правоту, женщина обратилась в автобусный парк, где информация о прохождениях маршрута хранится в течении нескольких лет. Там “невинно обвиненной” предоставили распечатку, в которой точно указывались часы и минуты реального прибытия автобуса на все остановки маршрута и расхождение с временем, указанным в расписании. Разница действительно составила полчаса.

Полезная информация
По любым вопросам транспортных перевозок можно обращаться по телефону горячей линии “Минск-транса” 246-97-47. Не забудьте записать дату, номер транспортного средства либо время и номер маршрута, а также название остановочного пункта и направление движения.
В перспективе “Минск-транс” планирует установить на каждой остановке мониторы, указывающие, через сколько минут подойдет тот или иной вид транспорта. Сегодня этой информацией владеют диспетчеры центра управления движением. Установленные “экраны” помогут узнать, где находится определенный автобус, троллейбус или трамвай, выяснить, насколько он далеко от нужного вам места.
Допустимым считается опоздание общественного транспорта не больше чем на три минуты. Задержки, связанные с авариями и заторами, не являются виной водителя.
Если вы случайно забыли в транспорте личные вещи, свяжитесь с диспетчерской станцией — все найденное в салоне водители оставляют там.

Компетентно
Андрей ВАРГАСОВ, директор филиала “Служба организации движения”:
— Сегодня система GPS регулирует работу более тысячи единиц подвижного состава — около половины от общего количества. К весне МТВ будут установлены на всем транспорте.
Нельзя сказать, что отныне и навсегда общественный транспорт не будет опаздывать. Это проблема комплексная, и ее решение зависит от пропускной способности улиц, состояния дорог, регуляции перекрестков и культуры вождения людей за рулем. Но новая система значительно облегчает ее решение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter