Автобус следует по расписанию

УЖЕ сегодня, скажем, в Орше можно приобрести автобусный билет в другой регион, до любого сельского остановочного пункта. Такую возможность дает специальная централизованная компьютерная система, которая до 2015 года объединит все пассажирские терминалы. Это только один из проектов, который активно внедряет в ходе реализации новой государственной программы развития автомобильного транспорта Минтранс.

Инновационные проекты помогают транспортникам и пассажирам.

УЖЕ сегодня, скажем, в Орше можно приобрести автобусный билет в другой регион, до любого сельского остановочного пункта. Такую возможность дает специальная централизованная компьютерная система, которая до 2015 года объединит все пассажирские терминалы. Это только один из проектов, который активно внедряет в ходе реализации новой государственной программы развития автомобильного транспорта Минтранс.

Программа, сверстанная на основе прогноза социально-экономического развития страны на предстоящие 5 лет, предусматривает увеличение объемов перевозки грузов и грузооборота почти в 1,7 раза, экспорта услуг автоперевозчиков — в 2 раза. Разумеется, достижение заложенных в нее показателей будет зависеть от выполнения планов всей экономикой. Вместе с тем значительное влияние могут оказать сугубо отраслевые аспекты, многие из которых, к сожалению, пока детально не просматриваются.

Так, обеспечивать запланированный рост придется все же в условиях продолжающегося не первый год падения перевозок пассажиров транспортом общего пользования. Если в 2003 году было перевезено около 1,6 миллиарда пассажиров, то в 2010-м — немногим более 1,3 миллиарда. Около 74 процентов от общего объема рынка транспортных услуг приходится на внутриреспубликанские перевозки, в том числе и в сельской местности.

Столь резкое падение данного показателя специалисты объясняют улучшением благосостояния населения. Обзаведясь личными автомобилями, белорусы стали меньше пользоваться рейсовыми автобусами и такси. Соответственно, работа в условиях сокращающегося рынка требует новых подходов. В частности, встает вопрос оптимизации выручки.

Одно из направлений, заложенных в программе, — более эффективная борьба с безбилетным проездом. Высказано даже предложение перевести правонарушения, связанные с безбилетным проездом, из сферы административного в сферу гражданского права, что позволит в рамках гражданско-правовой ответственности пассажира взимать с безбилетников неустойку за нарушение условий договора перевозки. Выявлять нарушителей поможет и автоматизированная система контроля за работой транспортных средств. В ближайшие годы бортовые приборы учета пассажиров запланировано установить на городских и пригородных маршрутах.

Кроме того, дистанционная система контроля за движением транспортных средств исключит несанкционированное изменение маршрута, перерасход горюче-смазочных материалов и позволит своевременно подать техпомощь сломавшимся в пути машинам.

И, конечно, остро стоит вопрос об изменении стоимости перевозок. Как говорит заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Шишко, Минтранс обратился в правительство с предложением о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. Соответствующее письмо подготовлено и направлено в Совет Министров Республики. Уже есть резолюция рассмотреть его министерствам экономики и финансов. Для того чтобы транспортные предприятия работали стабильно, действующих тарифов (по Минску — 700 рублей, в других городах — 600) явно недостаточно.

Растут цены на топливо и запчасти, наши предприятия получают субсидии из бюджета, но они небольшие, поэтому предприятия работают убыточно, отметил Александр Шишко.

Транспортники понимают, что речь идет о социально значимых перевозках, особенно в сельской местности, где количество маршрутов резко сократилось. Но ведь надо думать и о подвижном составе, поддерживать его в нормальном состоянии, а также о зарплате водителей. Сегодня, к сожалению, некоторые из них увольняются в связи с тем, что зарплату не повышают, добавил замминистра. При этом он подчеркнул, что Минтранс просит повышать тарифы не скачкообразно, а постепенно.

А вообще, по мнению обозревателя «БН», этот вопрос нужно рассматривать комплексно. Возьмем, к примеру, топливо. Если в 80-е годы в себестоимости перевозок оно составляло 7—11 процентов, то сегодня в среднем этот показатель колеблется от 30 до 35 процентов, образовав существенный дисбаланс. Традиционно в наиболее сложном положении пребывают пассажирские перевозчики. Ситуацию мог бы исправить переход на свободное рыночное ценообразование, позволяющее покрыть затраты с прибылью. Однако о свободных ценах пока ничего не говорится. Похоже, чтобы удержаться на плаву, многим перевозчикам вновь понадобятся субсидии.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter