Авто, стоп!

Путешествия автостопом – кого водители охотнее берут в попутчики?

Жить в стиле: выпил фанты и тормознул «Боинг» — не про меня. Я из тех, кто невольно представляет серийных маньяков, едва услышав слово «автостоп». Однако, получив задание выяснить: парня или девушку водители охотнее возьмут в попутчики, отправляюсь на трассу. В проведении эксперимента мне помогает опытный автостопер Владислав Крук. Каждому из нас отводится ровно тридцать минут, за которые нужно остановить как можно больше автомобилей любым способом.

Фуры вперемежку с легковыми автомобилями на большой скорости пролетают мимо: Влада брать не очень-то хотят.

— Если не вернусь — это будет на вашей совести, — уходя, грозила остающимся в редакции коллегам.

Меняю платье на джинсы, каблуки на кроссовки, плюс удобная сумка через плечо. Мне казалось, именно так и выглядят автостоперы.

— Слишком по-городскому одета, — с ходу критикует мой гардероб Влад Крук, сам-то автостопер выглядит максимально путешественником: разноцветная байка и огромный туристический рюкзак за плечами. — Одежда нужна яркая, чтобы водитель вас видел издалека. Рюкзаком ты обозначаешь себя как туриста и повышаешь доверие водителя. Плюс нужно выглядеть свежо и аккуратно, никто же не захочет везти неопрятного человека.

Главное в автостопе — найти удобную точку. Это может быть участок за поворотом. Там машины еще не успевают набрать скорость, и их проще тормознуть. Находим такой на Долгиновском тракте на выезде из Минска. Эксперимент будем проводить около полудня на автобусной остановке «Улица Ириновская» — общественный транспорт здесь ходит редко, а трафик довольно оживленный.

Первым покажет мастер-класс Влад. Он путешествует автостопом вместе с другом уже несколько лет. Начинали с Беларуси. Сначала уезжали на сто километров от Минска, потом на триста. Два года назад поехали на соревнования для автостоперов — добрались из Праги до Парижа за семь дней. Это примерно две тысячи километров. Потом проехали по России почти 6 тысяч километров. Этим летом сгоняли на Байконур. Это еще 7 тысяч километров.

— По СНГ всегда путешествуем с белорусским флагом. На него останавливаются и россияне, и украинцы, и казахи — для них мы свои. Плюс останавливаются фуры, едущие в Беларусь, видят, что нам по пути, — делится некоторыми секретами автостопер.

…Влад поднимает большой палец вверх (этот жест означает, что голосующий передвигается автостопом и платить не намерен. — Прим. авт.), я включаю таймер. Первой на голосующий жест автостопера тормозит Toyota. За рулем коренастый водитель по имени Алексей. На секундомере 5 минут 3 секунды. Вот это результат! Хотя перед стартом Влад говорил, что автомобиль можно прождать и пять минут, и даже час — это дело везения.

— И что? Я вообще спортсмен, — отшутился Алексей на вопрос о том, не боится ли он брать попутчиков.

Влад благодарит водителя Toyota и отправляется на исходную позицию — время-то тикает. Следующего водителя он прождал целых десять минут.

— Когда к родителям в Вилейку еду, то часто попутчиков беру. Отчего не подвезти-то, коль по пути, — о своем отношении к автостоперам высказался второй остановившийся — водитель Volkswagen по имени Василий.

Водители дорогих машин останавливались редко: то ли боялись за имущество, то ли по статусу не положено.

По признанию Василия, он охотнее берет в попутчики женщин в возрасте и молодежь — мужчин на дороге немного опасается. Говорит, был неприятный инцидент в 1990-х.

Тем временем на голосующий жест Влада тормозит такси — с начала эксперимента прошло уже 19 минут. Влад уговорил таксиста подбросить его километров на десять вперед совершенно бесплатно — вот это мастерство! Просьбу автостопер объяснил тем, что дальше по трассе более удачная точка для автостопа.

— В оживленном потоке каждый из водителей думает, мол, не остановлюсь я, так кто-нибудь другой подвезет. А в итоге никто не останавливается, — позже Влад прокомментировал свое желание отъехать чуть дальше. — Другое дело, когда ты стоишь в степи около Байконура и водители понимают: не возьми они тебя — и неизвестно, что с тобой тут случится.

…Фуры вперемежку с легковыми автомобилями летят из Минска. Движение довольно оживленное, но никто из водителей не рискует брать попутчика. За три минуты до времени «Ч» Влад тормозит еще один Volkswagen. За рулем Андрей с двадцатилетним водительским стажем.

— Никогда не останавливаюсь, — открыв окно, говорит. — А вас решил подвезти. Уж больно вид у вас сиротливый.

Этот водитель стал последним, кто согласился подбросить Влада за отведенные 30 минут. Результат автостопера — четыре остановленных автомобиля. Причем все четыре — легковые. За рулем всех четырех были мужчины.

Удастся ли мне переплюнуть результат опытного автостопера? Сама в этом сомневаюсь, а вот Влад ставит на меня. Аргументирует тем, что водители не смогут проехать мимо девушки, голосующей на дороге.

— Держи зрительный контакт с водителем, — Владислав дает мне экспресс-урок по автостопу. — Можешь махать рукой, чтобы привлечь к себе его внимание, или показывай направление маршрута. В ход идет все, вплоть до танцев.

Выхожу на позицию и начинаю «стопить», заранее благоразумно спрятав все крупные денежные купюры подальше. В сумочке газовый баллончик — мало ли что! Одни водители пролетают мимо, делая вид, что не замечают меня. Другие улыбаются и разводят руками, мол, и рады бы подвезти, да места нет. Третьи сворачивают на перекрестке в сторону торгового центра All. Спустя три минуты тормозит первая машина. Водитель Олег признается, что тридцать лет за рулем и лишь однажды подвез женщину с ребенком. Интересуюсь, почему решил взять меня?

— Вы не представляете угрозы, — отвечает, смерив меня взглядом.

Следующий отзывчивый водитель попался спустя две минуты — девушка по имени Ольга. Забегая немного вперед, скажу, что Ольга стала единственной автоледи, которая рискнула взять попутчика:

— Когда у меня не было машины, сама часто ездила автостопом. Потому хорошо понимаю тех, кто голосует на дороге.

Проходит еще семь минут, за которые я каким-то чудом умудряюсь тормознуть еще три легковые машины. Причем одна из них с эстонскими номерами. Меня захватывает азарт — на каждый остановленный автомобиль реагирую, как на выигрышный лотерейный билет. «Жаль, не надела платье. Так бы еще больше остановила», — вхожу в раж. На 20-й минуте останавливается микроавтобус, на 22-й — тормозит такси. Этот таксист тоже готов подбросить меня на несколько километров вперед совершенно бесплатно. За пять минут до конца эксперимента останавливается внедорожник. За рулем мужчина средних лет по имени Юрий. По его словам, на этой остановке он часто подбирает голосующих работников придорожных кафе, расположенных чуть дальше по трассе.

…Подытожим: опытный автостопер Влад Крук за полчаса сумел остановить четыре легковых автомобиля, я — семь. Причем дорогие машины останавливались редко. То ли водители опасались, то ли им по статусу не положено. В основном тормозили авто среднего класса. Причем чаще стопятся машины с одним лишь водителем. Может, потому, что скучно в дороге или места в салоне больше. Ни один грузовик, как мы ни старались, так и не остановился. Хотя по опыту автостопера ближе к вечеру дальнобойщики охотно подбирают попутчиков, чтобы те ночью разговорами не давали им уснуть за рулем.

— Голосуя на загородной трассе, не выходите на проезжую часть, оставайтесь на обочине. Голосуя на автобусной остановке, не подходите близко к ее краю — подъезжающие автобусы могут задеть вас боковым зеркалом. В темное время суток обозначайте себя фликерами или фонариками, — прокомментировал основные нарушения автостоперов наблюдавший за экспериментом инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Руслан Федорович.

Что касается водителей, берущих попутчиков, то им Руслан Федорович посоветовал не забывать о правилах перевозки пассажиров. В частности, о том, что дальнобойщик не может взять в кабину двух пассажиров, если конструктивными особенностями его машины предусмотрено лишь одно пассажирское сиденье с ремнями безопасности. Спальное место позади сидений не является пассажирским. Нарушение правил перевозки пассажиров чревато штрафом в 4 базовые величины. Если водитель легкового авто притормозил на участке, где остановка и стоянка запрещены, ему грозит штраф до 1 базовой, для водителей грузовиков — штраф до 5 базовых.

gorbatenko_inna@mail.ru

1/
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Фото: Александр СТАДУБ
Автор фото: Александр СТАДУБ
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Что-что,а водителям машин государственной формы собственности категорически запрещается брать попутчиков,как, впрочем,это же делают руководители и  частных фирм. Это во времена СССР можно было подвозить,не боялись и брали ровно столько,сколько стоил билет в рейсовом автобусе или вовсе не брали ни копейки,но это было редко,бедновато жили.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?