Авиация малая, хлопоты большие

Иван Касим: Авиацию страны необходимо объединить в одну структуру

Пока решаются бумажные вопросы, летчики уходят

В истории Могилевского аэроклуба ДОСААФ было немало ярких страниц, побед его воспитанников на мировых и европейских первенствах. Сейчас он, как, впрочем, и вся малая авиация страны, переживает не лучшие времена. Проблемы усугубляются не только финансово-экономическим кризисом, но и бюрократическими препонами и внутриведомственной конкуренцией. Обо всем этом наш корреспондент беседует с начальником Могилевского аэроклуба Иваном Касимом.

— Иван Иванович, в чем, на ваш взгляд, выражается нынешнее кризисное положение нашей малой авиации?

— Уменьшается количество опытного летного состава — люди уходят на пенсию, по состоянию здоровья. Смены им практически нет, так как в республике не существует учебного заведения, которое готовило бы летчиков для ДОСААФ и гражданской авиации. Замена ушедших отставниками ВВС — мера временная. Тем более им приходится переучиваться на новый тип воздушного судна, осваивать инструкторскую работу. И к моменту полного освоения профессии им приходится ее уже покидать. А подготовка летчиков-инструкторов из спортсменов — процесс еще более длительный.

Вторая составляющая — материальная база. Авиационная техника клубов не обновлялась более 15 лет. Удается проводить капитальный ремонт минимально необходимого количества воздушных средств и поддерживать в исправном состоянии с помощью текущих ремонтов морально стареющую технику. Это требует большого количества финансовых средств и не решает проблемы обновления парка авиатехники, от которой мы все равно никуда не уйдем.

— Почему, на ваш взгляд, так все сложилось?

— Авиация всегда требовала значительных финансовых за­трат и не обходилась без помощи государства. Объемы этой поддержки значительно снизились, а новые авиационные правила ужесточились, что увеличило материальные траты на их исполнение, финансовое положение авиационных организаций. Чтобы выжить, аэроклубы стали выполнять полеты по заказам организаций. Это привело к возникновению конкурентной борьбы между авиацией ДОСААФ и гражданской. Результатом ее стали попытки закрытия отдельных аэроклубов, а также создание правил выдачи лицензий на деятельность в области авиации только субъектам гражданской авиации. Получить такую лицензию нашим аэроклубам было абсолютно нереально. Для этого нужно было зарегистрировать суда в реестре гражданских ВС, получить свидетельство эксплуатанта гражданской авиации, провести переподготовку летного и технического состава в гражданскую авиацию и вдобавок увеличить штаты. На все это, помимо годами исчисляемого времени, у нас просто не было и нет необходимых финансовых ресурсов.

— Что нужно сделать и можно ли изменить сложившуюся ситуацию?

— Создать для начала единую межведомственную комиссию или иную структуру, которая бы представляла интересы авиации в целом как единой отрасли в органах власти и государственного управления, занималась координацией взаимодействия как всех авиационных подразделений страны между собой, так и с внешними ведомствами. Сейчас различные ведомства, МЧС и МВД к примеру, создают свои авиационные подразделения, тратя на это в несколько раз больше финансовых средств, нежели бы они потратили при выполнении всех необходимых им работ на договорной основе с уже существующими авиационными организациями.

Аэроклубы ДОСААФ должны иметь возможность получения лицензии, полностью сохраняя свой статус в государственной авиации. Для чего необходимо разработать документ, определяющий порядок, в соответствии с которым государственная авиация могла бы заниматься коммерческой деятельностью, чтобы в максимальной мере покрыть затраты на свое существование. Своевременны были бы законодательные решения по повышению престижа профессии летчика. Как временную меру для решения проблемы летных кадров на ближайшее будущее можно было бы рассматривать решение по сохранению выплаты пенсий по выслуге лет для летного состава, что позволило бы сохранить опытные кадры, использовать их в работе с молодежью.

И конечно же, необходимо как можно скорее завершить работу по созданию белорусского авиационного института, с тем чтобы обеспечить в будущем потребности всех отраслей нашей отечественной авиации в квалифицированных специалистах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter