Минск
-2 oC
USD: 2.57
EUR: 2.78

Отряд «Авиапоиск-Брест» увековечил свыше 35 имен погибших летчиков

«Авиапоиск» идет на подъем

Бесснежная зима позволила энтузиастам патриотическо-технического отряда «Авиапоиск-Брест» открыть новый поисковый сезон раньше. В глухой болотной чаще они ищут очередной сбитый в боях Великой Отечественной войны советский самолет и его экипаж. Если операция увенчается успехом, летчики будут упокоены как полагается, родные смогут побывать на их могиле.

Каждая найденная деталь приближает поисковиков к разгадке тайны гибели военных летчиков.

Поисковики работают на энтузиазме. Экспедиции обходятся недешево, но трудности энтузиастов не останавливают. Обломки самолетов из болотной пучины они достают уже 10 лет. За это время добровольцы установили больше трех десятков имен летчиков, пропавших без вести в Великую Отечественную войну.

Иван Голиков.

С руководителем отряда Владимиром Бухтой договорились встретиться у него дома. 

Хозяин показывает фото и видео с последнего подъема. Прошлым летом благодаря стараниям отряда вошло в бессмертие имя стрелка-радиста Ивана Тарасовича Голикова 1919 года рождения («Последний бой Ивана Голикова», «СБ. Беларусь сегодня» от 30.08.2019 г.). Чтобы поднять самолет и перезахоронить останки героя, следопытам понадобился год. Тело Голикова по решению родственников, приехавших на место его гибели из Москвы, с почестями захоронили в братской могиле городского поселка Телеханы Ивацевичского района.

Сегодня отряд знает огромное количество мест падения самолетов в Брестской области, и этому предшествовала серьезная научно-поисковая работа. 
Костяк отряда невелик — до пяти человек. На раскопках и подъемах к поисковикам присоединяется много неравнодушных людей. Часто сельчане помогают техникой и провизией.
 Отряд создал четкую систему поиска, которая базируется на воспоминаниях и ориентировках свидетелей или рассказах местных жителей:

— Беседы со старожилами сел помогают точнее определить место падения, — говорит Владимир Бухта. — По одним документам найти его нереально, ведь сбитая машина могла пролететь еще километров десять. Затем идет разведка местности, которая постепенно сужает круг поиска до точки падения. И это не картинный «хвост», торчащий из земли, а яма, заполненная илом, песком, глиной, которые перемешаны с битым стеклом, покореженным железом, человеческими останками. И каждая мелочь, будь то обрывок документа, кусок фюзеляжа с бортовым номером или прибор, помогают узнать судьбу одного летчика или целого экипажа, которые устанавливаются опять же по сверкам с архивами. Вот главная цель следопытов.

Есть у Владимира мечта. Из найденных артефактов создать музей погибшей при освобождении Беларуси, и в частности Брестчины, авиации. Хочется верить, что она когда-нибудь станет явью.

mityakov@sb.by

Фото из архива отряда «Авиапоиск-Брест».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...