Августовский канал: трудности роста

С прошлого года у канала, обновление которого обошлось государственной казне в 34 миллиарда рублей, начался новый период: здесь стала зарождаться туристическая жизнь...

Уникальным сооружением с непростой судьбой можно назвать Августовский канал — водную артерию протяженностью более ста километров, возникшую по воле человека в 20-е годы XIX века и получившую новый шанс к жизни в начале XXI столетия.

Причиной его появления в природе и на карте стало… введение Пруссией высоких таможенных пошлин на российские товары, следующие в порты Балтийского моря. Чтобы обойти строптивую соседку, министр финансов входящего в состав Российской империи Королевства Польского Франтишек Друцкий-Любецкий выступил с оригинальным предложением: проложить непрерывный водный путь от Немана до Вислы, соединив искусственными артериями с системой шлюзов протекающие между ними речки и озера Августовской пущи.

Идея нашла одобрение в верхах. Однако пока шли исследования и инженерно-строительные работы, «таможенная война» завершилась. Экономическим ответом Пруссии канал так и не стал. Зато стал первым на территории Беларуси и Польши комплексом водных сооружений, построенным в соответствии с европейскими техническими стандартами своего времени. Сооружение поистине уникальное: в мире существуют лишь два аналога — Gota  в Швеции и Kalendonski — в Великобритании.

В 2004—2007 годах белорусская часть канала была реконструирована. Расчищено дно, укреплены берега, восстановлены все четыре расположенные на нашей территории шлюза. В том же 2007-м Беларусь и Польша представили материалы о включении Августовского канала в Список всемирного культурного и природного наследия человечества, которые ЮНЕСКО планирует рассмотреть  уже в нынешнем году.

С прошлого года у канала, обновление которого обошлось государственной казне в 34 миллиарда рублей, начался новый период: здесь стала зарождаться туристическая жизнь. Появились новый прогулочный теплоход «Неман», закупленный за средства областного бюджета, причалы, беседки, первые туристские домики, пункт проката лодок и катамаранов. «Ожила» открытая сцена у шлюза Домбровка — по выходным здесь дают концерты самодеятельные артисты Гродненского района, демонстрируются кинофильмы, рядом проводятся выставки-ярмарки творчества народных мастеров. Традицией стал ежегодный фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов» на белорусско-польско-литовском пограничье. И нужно отметить, что все это пользуется спросом, — с наступлением теплых дней отдыхающих на берегах канала становится все больше.

— К началу сезона мы приобрели два десятка катамаранов, тринадцать  новых лодок, — рассказывает руководитель организации, в чьем ведении находится Августовский канал, генеральный директор   ОУП «Гродномелиоводхоз» Борис Богданец. — В первые же выходные все работали без простоев.  Так продолжается  и по сей день. Не пустуют и беседки, домики, навесы — все осваивается туристами, с удовольствием открывающими для себя новую зону отдыха.

То, что канал оживает, заметно, что называется, невооруженным глазом. И в то же время, зная намеченные планы развития здесь туристической инфраструктуры, нельзя не заметить, что она делает лишь первые шаги, причем шаги достаточно осторожные. 

У этого обстоятельства есть свои объяснения. Согласно плану инвестиционного развития инфраструктуры, на Августовском канале в недалеком будущем должны появиться экологическая и рыбацкая деревни, спортивный комплекс, кемпинги, гостиницы, кафе, туристические усадьбы. Три из перечисленных объектов — кафе в деревнях Домбровка и Немново, гостиницу в деревне Черток — намечено построить  за счет областного бюджета. Другие же проекты    предложили частные белорусские инвесторы. Их инициативы получили одобрение на всех уровнях. Однако начала конкретных строек вблизи канала пока, увы, не видно.

— Предприниматели, к сожалению, не торопятся, — с горечью замечает Борис Богданец. — Осторожничают, ждут, что первым вложит средства кто-то другой, чтобы затем влиться в уже действующую систему обслуживания   туристов. Строить же в данный момент готовы лишь то, что принесет сиюминутную выгоду. К примеру, пункт проката тех же лодок и катамаранов, какой мы уже создали и открыли.

Позиция генерального директора предприятия, на которое возложена ответственность за туристический объект республиканского уровня, вполне понятна. Государство уже вложило крупную сумму в реконструкцию канала. Сейчас в поддержание и развитие созданного немалые средства вкладывает «Гродномелиоводхоз» (только в прошлом году — 300 миллионов рублей). Готовясь к сезону-2008, его работники выполнили целый комплекс мероприятий по очистке водной артерии, укреплению берегов, обслуживанию шлюзов, обустройству зон отдыха.    Кроме того, предприятие, ранее не имевшее отношения к туристическому бизнесу, активно занялось освоением новой для себя сферы, построив два и достраивая  третий туристский домик, организовав услуги проката, следя за чистотой в зоне массового отдыха, что, поверьте, непросто: в выходные с берегов канала вывозится по 3—4 прицепа оставленного отдыхающими мусора.

Но крупные объекты туристической инфраструктуры «Гродномелиоводхозу» все-таки не под силу. Сфера его основной ответственности — поддержание в порядке непосредственно гидротехнического сооружения, водной артерии и ее берегов. Поэтому ближайшие перспективы развития Августовского канала напрямую зависят от активности застолбивших здесь свои проекты инвесторов.

— Задача состоит в том, чтобы стимулировать их инициативу, — убежден заместитель начальника управления физической культуры, спорта и туризма Гродненского облисполкома Михаил Кажуро. — По поручению Министерства иностранных дел мы готовимся выйти в Совет Министров с предложением о частичном освобождении от взимания налогов белорусских и иностранных инвесторов, изъявивших желание  участвовать в создании туристической инфраструктуры на белорусской части Августовского канала. Принятие такого решения создаст привлекательные условия для тех, кто возьмет на себя роль пионера в освоении новой туристической зоны.

Еще один проект формирования благоприятной для развития туризма среды — «Августовский канал — неизвестная Европа» намечено осуществить в сотрудничестве с Еврокомиссией. Он предусматривает создание маршрутов, маркировку трассы, установку указателей, открытие сайта, выпуск рекламной продукции, организацию в Гродно туристическо-информационного центра, обучение персонала для подготовки инструкторов по водному туризму. Его общая стоимость — 740 тысяч евро, из которой 450 тысяч придется на Беларусь. Девяносто процентов этой суммы финансирует Еврокомиссия.

— Этот проект—тоже дело ближайшего будущего, — считает Михаил Кажуро. — После согласования в Совете Министров его реализация продлится восемнадцать месяцев.

Тем временем туристы первыми обживают новую территорию отдыха. Так, прошли уже два сплава на байдарках, третий намечен на начало июня. Для удобства путешественников в Августове открыт временный консульский отдел  по выдаче виз.

Решается, возможно, решится и другой значимый вопрос: о предоставлении преференций при выдаче виз жителям пятидесятикилометровой приграничной зоны Беларуси и Польши. Это существенно облегчило бы финансовую нагрузку для отечественных туристов и соответственно оживило бы туризм по обе стороны канала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter