Августовские сполохи

Меры по предотвращению возгораний в лесах, на сельскохозяйственных угодьях и торфяниках в минувший вторник рассмотрены на совещании у Президента

Меры по предотвращению возгораний в лесах, на сельскохозяйственных угодьях и торфяниках в минувший вторник рассмотрены на совещании у Президента. Статданные о пожарах свидетельствуют: эффективность профилактики требует более действенного отношения не только со стороны МЧС, Вооруженных Сил, МВД, Минлесхоза и Минсельхозпрода, но и местных органов власти, самих граждан. По мнению Александра Лукашенко, ответственность вместе с вышеназванными структурами все должны нести на равных.

Сигналы тревожные, очаги локальные

Сегодняшняя обстановка и впрямь требует не какого-то наскока с возгласом: «Шашки наголо!», а взвешенных и просчитанных мер по обеспечению безопасности.

Статистика же такова: за прошлую неделю произошло 80 лесных пожаров, 80 торфяных, 135 загораний травы и кустарников.

Большинство очагов небольшие по размеру, они вовремя ликвидированы. Но есть и тревожные сигналы. Три дня назад пожар возник на 25-гектарном торфяном поле вблизи деревни Плебанцы Лидского района. К очагу был направлен расчет МЧС, а также две единицы техники местного СПК. Ближайший водный источник — озеро, в 800 метрах. Подъезд к нему затруднен из-за густого леса. Чтобы остановить распространение огня, силами СПК подвозится вода из водоема, расположенного в пяти километрах. Бойцы МЧС сдерживают границы пожара. На месте возгорания работает бульдозер, который выкорчевал деревья и проложил дорогу к озеру. После этого установлена пожарная насосная станция, проложены магистральные линии и организована бесперебойная подача воды. Угрозы лесу нет.

Вчера же тушили торфяной пожар возле деревни Королев Стан Минского района.

Чаще всего виновники подобных пожаров — люди. Их легкомыслие и пренебрежение требованиями пожарной безопасности — брошенный в окно автомобиля или при пешей прогулке окурок, спичка провоцируют возгорания в лесах и на торфяниках, остановить которые весьма непросто.


Выступая на совещании о мерах по обеспечению пожарной безопасности лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения и торфяников, Александр Лукашенко отметил, что с начала пожароопасного периода по 1 августа этого года наблюдается увеличение количества возгораний. Результаты профилактики настораживают Президента. Нужна обстоятельная работа на местах по укреплению противопожарной защиты как объектов уборки, переработки и хранения урожая, так и лесов, торфяников и прочего. Поэтому сегодня нужно безотлагательно принять меры на всех уровнях для снижения рисков возникновения и распространения пожаров в лесах, на полях, в местах отдыха граждан и личных подворьях. Необходимо сделать все возможное, чтобы государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций смогла эффективно противостоять всем негативным факторам как техногенного, так и природного характера. «Самая главная причина, основная причина пожаров и вот этих бед и несчастий — это мы, люди, — подчеркнул глава государства. — Надо предпринять максимум мер по недопущению нахождения людей в лесах в этот период. Ничего, потерпим 7—10 дней, обойдемся без лесов. Контроль и еще раз контроль. Нам надо выдержать хотя бы этот уровень, который на сегодня есть, нашей безопасности и борьбы с пожарами. Не дай бог, вспыхнет лес — будем тратить огромные средства, которых сегодня недостает на тушение».

Горячие дни девяносто второго

Озабоченность, высказанная Президентом, подкреплена горьким, хоть и очень давним, опытом нашей истории.

...Гореть лес и торфяники начали тогда еще весной. С приходом засушливого лета ситуация с пожарами становилась все хуже. В августе 1992 года обстановка в лесах и на торфяниках стала просто катастрофической. В худшие дни в лесах и на торфяниках возникало до 200 новых очагов возгорания, огонь напрямую угрожал населенным пунктам, не удалось избежать и человеческих жертв. 11 августа огонь из леса со скоростью 70 метров в секунду перекинулся на деревни Сельцы и Колюга Глусского района. В трагедии погибли две женщины, в Сельцах сгорело 12 домов и 76 хозпостроек, а в Колюге огонь уничтожил практически все — 36 домов и 135 прочих сооружений. Спустя две недели на место сгоревших деревень вылетел председатель правительства Вячеслав Кебич, после чего было принято решение о возрождении сел. Осенью местные жители действительно получили новые кирпичные дома. С тех пор деревня Сельцы оказалась разделенной на две части: если дом не деревянный, значит, в нем живут погорельцы.


Погибли люди. Сгорели леса на площади 22 тысячи гектаров: столько в стране обычно сгорает за 5—6 лет. По самым минимальным расчетам, 1 гектар лесных угодий поглощает в год 12,2 тонны углекислого газа и производит 10,3 тонны кислорода.

Во время пожаров 1992 года сложилось впечатление, что у госслужащих не было четкого представления, кто за чем должен следить, кто и как обязан реагировать, какую роль при этом должны выполнять органы местной власти, Министерство обороны, МВД. Не была развита лесоохрана. Развал Советского Союза привел и к тому, что многие госструктуры плохо представляли, какие точно на них лежат обязанности. В национальном докладе о состоянии окружающей среды за 2005 год Министерство природных ресурсов озвучило еще одну причину пожаров двадцатидвухлетней давности — повсеместные палы сухой травы. Экономический кризис привел к дефициту техники и топлива в колхозах: чтобы получить дополнительные удобрения, начали повсеместно сжигать стерни, солому и ботву…

Из искры не возгорится пламя

Сегодня в нашей стране стабильная управляемая ситуация. В том числе и в плане противопожарных мер, профилактики. Анархия девяностых давно канула в Лету.

Именно поэтому все вопросы пожарной безопасности контролирует лично Президент. «Слава богу, что у нас не происходит того несчастья, которое мы сегодня видим в России, Украине и других соседних странах, где бушуют пожары и приходится привлекать тысячи и тысячи людей, огромное количество техники для их тушения», — подчеркнул Александр Лукашенко на совещании. Выполняя поручение Президента, все силы соответствующих подразделений МЧС, МВД и Вооруженных Сил приведены в режим повышенной готовности к реагированию на угрозу либо возникновение возгораний. На местах усилен контроль соблюдения пожарной безопасности сельхозпредприятиями.


В сложившихся условиях достаточно искры от двигателя комбайна или автомобиля, чтобы возник интенсивный огонь, способный нанести миллиардный урон сельскому хозяйству. Основное внимание МЧС сосредоточено на оказании помощи в обеспечении пожарной безопасности торфопредприятий, баз отдыха, детских оздоровительных лагерей, садоводческих товариществ и населенных пунктов, расположенных в лесной зоне, вблизи торфомассивов. Оповещены соответствующие службы взаимодействия о сложившихся неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, проведена разъяснительная работа в средствах массой информации.

Из-за сильной жары в Беларуси введен временный запрет на посещение лесов. Не говоря уже о пикниках на опушке. Просто поход за ягодами грозит внушительным штрафом — до 4 миллионов рублей. Ограничения довольно жесткие, но вполне оправданные. Работники лесного хозяйства усилили противопожарное наблюдение, установив на специальных 30-метровых вышках видеокамеры высокого разрешения. «Всевидящее око» может рассмотреть даже небольшое возгорание на расстоянии больше 20 километров. Оператору остается только направить дежурную команду к опасному месту. Как правило, работники лесхозов ликвидируют возгорания своими силами. Для этого в лесничествах есть специальные пожарные станции.

Двукрылые патрули видят малейший дым

В труднодоступных массивах им в помощь привлекаются самолеты и вертолеты РУП «Беллесавиа» МЧС.


— Наше предприятие располагает штатом первоклассных пилотов и летчиков-наблюдателей, высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом, опытными десантниками-пожарными и специалистами наземных служб, — отметил в беседе с корреспондентом «СГ» заместитель директора по организации летной работы РУП «Беллесавиа» Роман Гацура. — В своей структуре мы имеем авиаотделения в Лиде, Мозыре, Молодечно, Пинске, Полоцке, Солигорске, Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве и Бресте. Парк воздушных судов насчитывает шесть самолетов Ан-2, четыре самолета Ил-103 и четыре вертолета Ми-2. Во время авиационного патрулирования летчик-наблюдатель, обнаружив лесной пожар, по радиосвязи передает полные данные о нем в лесничество или лесхоз. В конце полетов обобщенная информация поступает в областные лесохозяйственные объединения, территориальные МЧС, Минлесхоз и в РУП «Беллесавиа». В семи авиаотделениях у нас созданы группы десантников-пожарных общей численностью 29 человек, которые занимаются ликвидацией возгораний в удаленных и труднодоступных местах. Во время воздушного патрулирования выявлено более 170 лесных пожаров. Силами десантно-пожарной службы ликвидировано 19 возгораний.

На снимках: горит свалка в Мядельском районе; командир самолета Ан-2 Молодечненского авиаотделения РУП «Беллесавиа» Вадим КИШКУРНО.
Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter