Что готовит театральная осень?

Август варит, сентябрь подает

Заметно холоднее стали ночи, потянуло из глубин парков чем–то неуловимо горьким — первым слетевшим с ветки листом. Тем не менее народные пословицы про осень довольно оптимистичны: «Осенью скот жиреет, а человек добреет» или «Осенью и воробей богат». Так что пусть за окном идет дождь, а у нас идет концерт, как говаривал куплетист Велюров.


Театры постепенно выходят из отпусков, зычно озвучивают свои планы, актрисы приходят в ужас от новых форм и садятся на арбузную диету, намечаются первые осенние гастроли и фестивали. Есть среди них такие, что любой образованный человек, претендующий на звание «прасунуты», пропустить не может.

Уже 12 и 13 сентября на сцене Национального академического драматического театра имени М.Горького мы увидим спектакль Московского художественного театра имени А.П.Чехова «Пролетный гусь» по прозе Виктора Астафьева в постановке режиссера Марины Брусникиной. Через два года после премьеры спектакль был удостоен Государственной премии России. Критика называет его «подчеркнуто несовременным», скромным и неброским, напоминающим ранние постановки Таганки. Оценим, конечно, сами... Если фирменная вещь — возьмем. Но все говорит о том, что режиссер Брусникина, специализирующаяся на современной российской прозе и драматургии, нашла ключик и к творчеству Виктора Астафьева.

21 сентября там же, в театре имени М.Горького, уже своя, родная премьера. Мастер острой формы, дочь ошибок трудных и парадоксов друг — Валентина Еренькова представит ни много ни мало, эротический трагифарс Кристофера Хэмптона «Опасные связи» по одноименному роману Шадерло де Лакло с музыкой Алексея Еренькова. В роли Джона Малковича, простите, виконта де Вальмона, — заслуженный артист Беларуси Сергей Чекерес. Получите и распишитесь.

Не хотите вникать в прелести салонной мелодрамы, мните себя рафинированной столичной штучкой, рваните на международный фестиваль «Балтийским дом», который пройдет в начале октября в Санкт–Петербурге. Откроется он в этом году нашумевшим спектаклем Московского академического театра сатиры «Операнищих» с Максимом Авериным в главной роли в постановке режиссера Андрея Прикотенко, чьим «Сном у купальскую ночь», поставленным по–богатому, новый 99–й сезон откроет и наш Купаловский. Как видите, все переплетено в современном театральном процессе, одно вытекает из другого...

Знаю, о чем грезят минские театралы, хотя и не подают виду. Нет, не о бабе каменной, а о третьем спектакле Тимофея Кулябина в Минске. После «Онегина» и «Иванова» в столице увидят «Трех сестер». Может, и забукаем — как пойдет. Спектакль длится 4 часа 30 минут, и в нем, судя по всему, к радости ревнителей изящной словесности, не произносят ни слова: он идет на жестовом языке. «Черная комедия, психологическая драма, триллер — настоящий парад жанров», — зазывает аннотация спектакля на сайте Новосибирского государственного академического театра «Красный факел». Командовать парадом жанров будет главный режиссер «Красного факела» Тимофей Кулябин.

Наверняка и еще где–нибудь этой осенью «выбухне» и «грымне» в хорошем, сугубо эстетическом смысле этого слова. А если у кого–то из наших режиссеров и директоров кризис очень среднего возраста, будничный приступ зависти, если кто–то из них никак не начнет ремонт или, наоборот, — не закончит, путь напутствием им станут слова летчика Чкалова: «Бензин кончился, летим на самолюбии».

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter