Аварийный цейтнот

Несовершенство жилищно-коммунальной системы зачастую превращает жильцов в заложников

Несовершенство жилищно-коммунальной системы зачастую превращает жильцов в заложников

 

В доме 66 по улице Кижеватова в Минске произошла банальная история. На 8–м этаже в санузле “полетел” шаровый кран. Тонны горячей воды, вырвавшейся под давлением из трубы, залили все 7 расположенных ниже квартир. Вердикт коммунальной службы: виноват хозяин санузла. Самовольно заменил предусмотренный проектом отечественный латунный кран на импортный порошковый (еще его называют силуминовый) шаровый. Так что ищите где хотите, пенсионер Крапивин, несколько десятков миллионов рублей и отдайте соседям на ремонт. Вы полагаете, это частный случай? Наивный человек! В подобной ситуации может оказаться каждый. Если ничего не изменится в стиле и методах работы жилищно–коммунального хозяйства.

 

Сначала вопрос: готовы ли вы, справив новоселье, допустим, как гражданин Крапивин в 1976 году, жить, ничего не меняя в своей квартире? Тем более что с тех пор изобретены ламинат, чудные моющиеся обои, декоративные штукатурки, прочие материалы и великолепные образцы бытовой техники для создания комфорта и уюта. Думаю, для большинства вопрос риторический. А для тех, у кого иное мнение, замечу, что косметический ремонт или замену изношенного сантехнического оборудования собственник или наниматель квартиры согласно одной из статей Жилищного кодекса должен делать раз в 5 лет.

 

Но многие ли сумеют выполнить ремонт своими руками? Куда будете обращаться? “Ремонт мы затеяли в 2002 году, — говорит Александр Крапивин, — в первую очередь позвонили в ЖЭС. А нам в ответ: резиновую прокладку вентиля заменить — пожалуйста, а комплексные ремонтные работы не выполняем. Пришлось договариваться с сантехником из того же ЖЭСа, но, так сказать, неофициально”. Но даже если вам удается договориться с мастером и сантехником и они согласятся, скажем, заменить кран, унитаз или перенести розетки, то покупать все необходимые для этого материалы вам предстоит самостоятельно. Сантехника, который распахивает перед вами чудо–чемоданчик с набором кранов, винтиков, вентилей и прочих запчастей, больше нет “в природе”. “Мы выполняем только услуги”, — это скажут вам в любом ЖЭСе. И пошагаете вы со списком необходимых мелочей в хозмаг или на рынок. А там уже “поджидают” красивые блестящие силуминовые шаровые краны.

 

Чем плох силумин (алюминиевый сплав)? Он непрочен. Кстати, проконсультировалась у специалистов. Нынче на рынке и в магазинах полным–полно и латунных (считается, что для водопроводных стояков это самый подходящий материал) шаровых кранов. Только вот выпускают их разные предприятия, в том числе и “суперэкономные”, которые вместо положенных 60 процентов дорогой меди добавят в латунный сплав побольше цинка или еще хуже — свинца. Такой кран воду под давлением будет держать недолго. К тому же токсичен.

 

Но ведь это не шутки, а, образно говоря, потенциальное стихийное бедствие. Контролирует ли кто–либо рынок сантехнических запчастей и материалов? “Нет”, — уверенно отвечает начальник отдела жилищного хозяйства Минжилкомхоза Эдмунд Гришкевич и рассказывает собственную историю, как сам, устанавливая стиральную машину, купил такой же “левый” кран. Но если даже специалист с трудом отличает подделку, как быть остальным? Вот ставят жильцы на трубы с водой все, что продают, что мастер “подсказал” да подешевле. А потом...

 

В будни аварийная служба Минска выезжает по срочным вызовам 70 раз, в выходные — 100 — 120. И 1 — 2 раза в сутки исключительно потому, что рвутся тут и там завозные силуминовые шаровые краны и как результат — льется вода по этажам. Цена беспечности хозяев и бесконтрольности жилищных служб — миллионы рублей. “Аварийка” у нас хоть и работает круглосуточно, но это не “скорая” — на место прибудет в лучшем случае через 30 — 40 минут.

 

Например, в квартире Крапивиных кран “рванул” в 8 утра. В аварийную службу позвонили сразу же. Кипяток перекрыли в 9.00. Кстати, сантехническая служба местного ЖЭС–63 расположена аккурат в том доме, где произошло ЧП. Почему не успели прийти на помощь сантехники, которым теоретически нужно было лишь спуститься с первого этажа в подвал? Ведь жильцы, в чьи квартиры хлынули потоки горячей воды, звонили дежурной на центральный диспетчерский пункт ЖРЭО Октябрьского района уже через 7 минут после аварии. “Рабочий день сантехника начинается в 8.45, — отрапортовал директор ЖЭСа Виталий Михальченко, — а ему нужно было еще взять ключ от подвала, инструменты”. “Для чего ж тогда с 8 утра в ЖЭСе и круглосуточно в ЖРЭО дежурят диспетчеры?” — интересуюсь у начальника центральной диспетчерской службы ЖРЭО Октябрьского района Мечислава Юнцевича. “Чтобы в случае чего среди ночи поднять директора ЖЭСа или мастера”, — отвечает. Но не тот, видно, был случай. Мастер и директор прибыли в квартиру номер 141 дома 66 по улице Кижеватова практически через час после того, как “рванула” труба.

 

А теперь вам судить. Во всем ли виноват Александр Крапивин и не окажетесь ли вы завтра на его месте?

 

ФОТО Виталия ГИЛЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter