Авария с дурно пахнущими последствиями. Даже одна неблагоустроенная ферма способна нанести ощутимый вред окружающей среде.

Проблема складирования и утилизации отходов животноводства была и остается одной из самых острых в сельском хозяйстве. И одной из самых близко примыкающих к экологической теме, поскольку состояние хранилищ отходов животноводческих комплексов непосредственно влияет на состояние окружающей их природной среды. Неблагоустроенные фермы — “головная боль” экологов. К примеру, из 1724 ферм, работающих в Минской области, почти все нуждаются в реконструкции систем навозоудаления. Однако экологи уверены: на данном этапе необходимо обратить более пристальное внимание не на вывозку органики, а на ремонт и строительство навозохранилищ, соответствующих всем санитарным нормам.

Проблема складирования и утилизации отходов животноводства была и остается одной из самых острых в сельском хозяйстве. И одной из самых близко примыкающих к экологической теме, поскольку состояние хранилищ отходов животноводческих комплексов непосредственно влияет на состояние окружающей их природной среды. Неблагоустроенные фермы — “головная боль” экологов. К примеру, из 1724 ферм, работающих в Минской области, почти все нуждаются в реконструкции систем навозоудаления. Однако экологи уверены: на данном этапе необходимо обратить более пристальное внимание не на вывозку органики, а на ремонт и строительство навозохранилищ, соответствующих всем санитарным нормам.

Где тонко, там и рвется

После ливневой “атаки” в одном из животноводческих хозяйств Клецкого района Минской области дал течь отстойник, где временно хранились отходы. И потекли ядовитые потоки в мелиоративные каналы, в ближайшую речку Тучанку, а дальше — в Начу и Лань, уже на территорию соседнего Ганцевичского района Брестской области.
Июльским вечером на горячую линию Ганцевичской межрайинспекции охраны животного и растительного мира поступил тревожный звонок: в реке Нача, на территории деревни Голынка Клецкого района, плавает множество снулой рыбы. Сотрудники инспекции, оперативно выехавшие на место происшествия, засвидетельствовали замор рыбы. В тот же вечер была создана специальная комиссия во главе с заместителем председателя Ганцевичского райисполкома — начальником управления сельского хозяйства Юрием Лелесом. В комиссию вошли сотрудники МЧС, санэпидстанции, ветеринарной службы, районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. В Наче, у моста близ деревни Крышиловичи Ганцевичского района, они обнаружили уже не снулую, а погибшую рыбу. Выяснилось, что к моменту приезда инспекторов местные жители крупных рыб уже выловили — сделать это было проще простого.
В Крышиловичах у речки отдыхали люди, кто-то купался, а кто-то... продолжал собирать рыбу. Отдыхающим тут же разъяснили: произошла авария, рыба отравлена и не годится для употребления в пищу.

В воду ни ногой!

— Это место отдыха на Наче пользуется большой популярностью, даже из Ганцевичей сюда приезжают люди, — поведали корреспонденту “РП” жители близлежащей деревни Остров. — Наши дети в день аварии купались, так у них почти сразу на теле возникли красные болячки. А один мужчина уехал в тот день с реки с совершенно красным животом. Знаете, страшно было...
Страхи молодых мам можно понять — детвора летом только и делает, что в речке бултыхается, за уши не вытащить. Но если в воде гибнет рыба, значит, и человеку в ней находиться не полезно. По словам секретаря Начского сельсовета Людмилы Лыгановской, в реке никто не купался больше недели, хотя это время пришлось как раз на самые жаркие летние дни.
По рекомендации санитарно-эпидемиологической службы в деревнях Начского сельсовета в местах общего пользования были расклеены информационные листовки о запрете купания. Да и сами родители строго-настрого запретили своим чадам даже подходить к воде, несмотря на то, что в первые дни после аварии никакого необычного запаха от нее не исходило. Это уже позже, когда инспекторы начали расследовать дело, вода “заблагоухала” навозом. Приехавшая ветврач четко определила, что навоз был свиной...

Косвенные доказательства

Благодаря оперативной работе Ганцевичской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды и межрайинспекции охраны животного и растительного мира, весть о происшествии мгновенно разлетелась по ответственным службам. Еще в день аварии инспекторы провели детальное обследование разных участков Начи, а со следующего утра начали проводить усиленный мониторинг. Каждый день специалисты Барановичской межрайонной лаборатории аналитического контроля брали пробы воды в реках Нача и Лань, а гиблую рыбу — окуня, плотву, карася, густеру, леща — обнаруживали уже повсюду.
В некоторых местах несколько дней подряд реки Нача и Лань являли собой просто жуткое зрелище. По словам начальника Ганцевичской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Михаила Пища,  большая проблема при расследовании состояла в том, что причины гибели рыбы специалисты могли назвать лишь приблизительно: оказывается, в нашей стране нет оборудования и технологий, позволяющих определять концентрации разных веществ в тканях животных. Доказательства отравления рыбы — лишь косвенные, но в данном случае они выступают как основные.

Натуральное свинство

Всему виной оказался азот аммонийный: в день аварии превышение предельно допустимой его концентрации в реке Нача на границе Клецкого и Ганцевичского районов составило 17,6 раза, а на территории Клецкого района, где и произошла авария, ПДК азота была превышена более чем в 20 раз. Кроме азота аммонийного в реке обнаружили нефтепродукты (6,78 ПДК) и синтетические плавающие активные вещества (4,99 ПДК). Отмечалось низкое содержание кислорода (2,3 мг/дм3 при норме не менее 6,0 мг/дм3) и повышенное содержание железа (0,99 мг/дм3 при норме 0,47 мг/дм3).
На 99,9 процента инспекторы уверены: причиной гибели рыбы стала авария на свиноводческой ферме “Бабичи”, принадлежащей ИПС ЧУП “Налибоки-Неман” и арендуемой иностранным гражданином, который работает на территории нашей страны. На фотографиях, сделанных во время расследования аварии, четко прослеживается, что в реку попал навоз именно с фермы “Бабичи”. Объяснения, которые дал руководитель предприятия, лишь подтвердили и без того уже ясные догадки.

Загрязнитель платит. По полному счету

Вот такая печальная экологическая “арифметика”: от выброса отходов одной фермы пострадали сразу три реки из водосбора водохранилища Локтыши. К счастью, до рыбхоза “Локтыши” “плохая вода” дошла в сильно разбавленном виде и на местную рыбу не повлияла. Как говорится, отделались “малой кровью” и легким испугом. А между тем длина пораженного участка на реке Нача составила 20 километров!
Местные жители рассказали нам, что видели, как мелкую снулую рыбу клевали околоводные птицы. Это значит, что по пищевым цепям отравляющие вещества будут путешествовать еще долго, и трудно предсказать, где они остановятся. А крупную рыбу, собранную тогда, когда она шла “большим косяком”, кто-то благополучно собрал, высушил и, не исключено, бойко торгует сейчас воблой. Поэтому никогда не угадаешь, где аукнутся последствия бесхозяйственности.
По словам начальника отдела охраны животного мира Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Татьяны Титовой, юрлицо “Налибоки-Неман” ждет серьезное административное наказание. По предварительным оценкам — в сотни миллионов белорусских рублей.
Закономерный вопрос: не дешевле ли было учесть санитарные нормы, чем “расхлебывать” дурно пахнущие последствия?

Редакция благодарит начальника Ганцевичской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Алексея СЫЗРАНЦЕВА и начальника Ганцевичской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Михаила ПИЩА за помощь в подготовке материала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter