Авария ликвидирована — ущерб подсчитывается

На прошлой неделе на 422 километре трубопровода “Унеча—Ровно”, принадлежащем российскому частному унитарному предприятию “Западтранснефтепродукт”, неподалеку от деревни Заспа Речицкого района Гомельской области, произошел порыв. В результате около 70 кубических метров дизельного топлива разлилось на площади примерно в 100 квадратных метров.

Ситуация сложилась экстремальная — нефтепродукты попали в пойменный водоем неподалеку от реки Днепр, возникла реальная угроза ее загрязнения. А потому первые действия по ликвидации последствий аварии были направлены на то, чтобы не допустить этого. На поврежденном участке трубопровода была установлена задвижка для предотвращения дальнейшего вытекания дизтоплива из поврежденной трубы, сооружены четыре песчаные дамбы. Работы по ликвидации аварии продолжались круглосуточно. Шла откачка эмульсии, а в целях нейтрализации остававшихся пятен использовались абсорбенты.
На ликвидацию аварии и ее последствий были брошены немалые силы МЧС, местных нефтепредприятий — всего более 140 человек и около 50 единиц техники. Активное участие в этой работе принимали и представители собственника трубопровода — предприятия “Западтранснефтепродукт”. Все это позволило достаточно быстро предпринять необходимые меры. Как заявил председатель Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Акушко, угроза попадания нефтепродуктов в реку миновала. Сейчас уровни загрязнения по нефтепродуктам на данном участке в пределах так называемых фоновых.
— Безусловно, объединение усилий целого ряда ведомств сыграло свою положительную роль и помогло оперативно справиться с происшедшим, — отметил Олег Акушко. — Тем не менее мониторинг по контролю за этим участком, взятие проб воды из реки будут продолжаться, чтобы не осталось никаких сомнений относительно вреда окружающей среде и реке, которая является трансграничной.
Что касается причин случившегося, рассматривались две основные версии — самовольная врезка в трубопровод и его прорыв в силу изношенности. Как выяснилось, имела место вторая причина. Специалисты “Западтранснефтепродукта” извлекли с метровой глубины часть трубы, на которой была обнаружена трещина, образовавшаяся на месте сварочного шва. Этот трубопровод проложили в 1964 году. По предварительным выводам технической комиссии, появлению трещины мог способствовать земляной прогиб в месте укладки, что с течением времени и привело к аварии.
В настоящее время поврежденный участок трубы направлен на экспертизу в Минский физико-технологический институт, специалисты которого определят истинную причину, приведшую к образованию трещины.
Согласно белорусскому законодательству, урон окружающей среде и затраты белорусской стороны на ликвидацию последствий аварии должны быть компенсированы владельцем трубопровода. Сейчас ведутся подсчеты. Подобные прецеденты уже есть. В частности, после аналогичной аварии, которая произошла в марте прошлого года в Бешенковичском районе Витебской области (в результате было загрязнено более 1 гектара земель, дизельное топливо попало даже в приток Западной Двины — реку Улла) урон был возмещен. Так произошло и после второй аварии, случившейся на Витебщине в мае 2007 года. Компенсационные меры соответствуют международной практике. Средства используются на экологические цели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter