АВАРИЯ — дочь беспечности

Количество автомобилей в Беларуси ежегодно увеличивается примерно на шесть процентов. Например, только в Минске в нынешнем году их стало больше на 20 тысяч. Увы, соответственно растет и число дорожно-транспортных происшествий, а самое страшное, возрастает их тяжесть. Судите сами: за 11 месяцев в республике совершено более семи тысяч ДТП, в которых погибли 1488 человек. Количество же получивших травмы и увечья измеряется уже десятками тысяч. И именно эта тревожная статистика послужила поводом для того, что министр внутренних дел страны Владимир Наумов объявил наступающий год Годом безопасности дорожного движения. Министр обратился к общественности с призывом всем миром навести порядок на наших дорогах и улицах.

О проблемах, связанных с безопасностью дорожного движения, по просьбе “НГ” рассказывает начальник отдела дорожно-патрульной службы УГАИ МВД Беларуси Юрий ЛИТВИН.
— На мой взгляд, главная причина столь тревожной ситуации на наших дорогах — беспечность и безответственность участников движения. Машины становятся все более скоростными, а их владельцы очень часто желание погонять “с ветерком” не соизмеряют со своими навыками.
Видеокамеры фиксируют массу нарушений, связанных с превышением скорости. Таких водителей мы привлекаем к ответственности, приглашаем прослушать курс лекций, сообщаем в трудовые коллективы и т.д. Представьте: только за превышение скорости задержано более 80 тысяч водителей. И этим людям, скорее всего, повезло, что их вовремя остановили сотрудники ДПС. Мне по долгу службы часто приходится видеть результат беспечности тех, на чьем пути наш сотрудник вовремя не встретился. Последствия очень печальные. А ведь причина примерно 40 процентов ДТП — именно превышение скорости.
Иногда доходит до ситуаций, которые не укладываются в голове. Не верится даже, что так могут вести себя взрослые люди. На МКАД недавно двое парней на дорогих иномарках устроили самую настоящую разборку. Началось с того, что один подрезал другого, тот решил отомстить, обогнал и резко затормозил перед обидчиком. И понеслось. Борьба с переменным успехом продолжалась на сумасшедшей скорости несколько минут. В итоге обе машины разбиты. Одна вообще восстановлению не подлежит. Мало того, водители ничего не поняли и продолжили разбираться у нас, а потом и в суде. Каждый хотел добиться еще и денежной компенсации. В результате виновниками ДТП были признаны оба. Я думаю, если впоследствии они образумятся и что-то поймут, то должны будут просто радоваться, что остались живы и никто из-за их упрямства не пострадал.
В таких ситуациях не надо поддаваться эмоциям, а мстить и вовсе глупо и преступно. Будьте умнее. Если кто-то совсем “достал”, лучше пропустить его и позвонить в ГАИ. Поверьте, мы обязательно примем меры.
— К слову, какой он, общий портрет сегодняшнего нарушителя?
— Наибольшее количество нарушений приходится на водителей от 20 до 35 лет, которые за рулем три-четыре года. То есть чувствуют себя вполне уверенно, а потому считают, что правила дорожного движения им уже не указ. Отсюда нагловатое поведение на дороге, пренебрежение к знакам и ограничениям. Они считают, что по реакции и умению оценивать дорожную ситуацию уже ничуть не уступают пилотам “Формулы-1”. К сожалению, статистика дорожных происшествий неумолимо утверждает обратное.
— Кстати, а как объясняют свое состояние пьяные водители, остановленные сотрудниками ДПС?
— Вы знаете, объяснения у всех нарушителей практически одинаковые, невзирая на количество алкоголя в крови. В основном говорят, что приняли лекарство, содержащее алкоголь, или срочно отвозили родственника в больницу. Но каким “лекарством” надо “подлечиться”, чтобы в крови было более трех промилле алкоголя?! Это же состояние комы! Не так давно наши инспекторы задержали именно такого водителя. Страшно представить, что он мог натворить на трассе. Таких водителей мы лишаем прав сразу же, потому что взывать к их совести бесполезно.
В связи с этим хотелось бы напомнить должностным лицам, которые выпускают в рейс нетрезвого водителя, что и к ним может быть применено самое суровое наказание. Вплоть до уголовной ответственности.
— В дорожном движении участвуют не только водители, но и пешеходы, наезды на которых тоже не редкость в статистике ДТП. Никто не спорит, что пешеход имеет преимущество перед автомобилем. Это правильно. Только некоторые пешеходы воспринимают “преимущество” как вседозволенность, создавая проблемы и себе, и водителям.
— К сожалению, это так. Такая демонстрация “превосходства” на дорогах всегда заканчивается плохо. Во многих происшествиях причиной трагедии становится именно беспечность самого пешехода, ступающего на проезжую часть прямо перед движущимся автомобилем. При этом он не считает нужным даже посмотреть по сторонам. Пешеход так же, как и водитель, может быть привлечен к ответственности, если окажется виновником происшествия.
Например, в недавнем ДТП в Минске пешеход внезапно выбежал на проезжую часть перед движущимся автомобилем. Водитель, чтобы не сбить его, свернул на обочину и разбил свой автомобиль. Кроме того, в машине пострадал еще и пассажир. В суде виновником происшествия был признан пешеход.
То есть каждому необходимо помнить: каким бы вежливым ни был человек за рулем, на законы физики это не повлияет и тормозной путь автомобиля не сократит.
— Общеизвестно, что беду легче упредить...
— Конечно. 50 процентов нашей работы — это именно профилактика. Сейчас инспекторы ДПС работают на местах по участковому принципу. За каждым закреплен определенный участок городских или региональных автодорог, населенный пункт и т.д. Сотрудники ДПС, как участковые милиционеры, отрабатывают территорию, проводят профилактические встречи в дошкольных, школьных и других учебных заведениях. Организовывают мероприятия в трудовых коллективах, взаимодействуют с дорожными и коммунальными организациями, с представителями органов местного управления. Естественно, одновременно стараемся не терять и “мобильность”, чтобы у участников дорожного движения складывалось впечатление, что они везде под контролем ДПС. К тому же современные приборы фото- и видеофиксации позволяют документировать правонарушения в движении. И такой принцип работы себя оправдывает.
— Полагаю, что именно поэтому стационарные посты ДПС сменили на передвижные?
— Каждый водитель знает, что постоянный пост можно запросто объехать другим маршрутом, чем успешно пользовались многие граждане с криминальными наклонностями либо злостные нарушители ПДД. Прежде всего пьяные водители и лица без водительских прав.
Другое дело, что постоянные посты или участки дорожной милиции были необходимы в то время, когда ситуация на дорогах была небезопасной. Я имею в виду разбойные нападения на автомобили, особенно грузовые. Водитель всегда, остановив на ночь свою фуру возле поста ДПС, мог быть спокоен, что ни с ним, ни с грузом ничего не случится. При этом он точно знал, через сколько километров будет наш пост, где ему, в случае необходимости, окажут помощь и если надо — защитят. Тем более что в составе дорожной милиции были сотрудники не только ГАИ, но и уголовного розыска, БЭП.
Сейчас ситуация на белорусских дорогах спокойная, и нужда в этом отпала. Но могу заверить читателей, что белорусские дороги контролируются правоохранительными органами очень внимательно. Поэтому и результат налицо: официально признано, что Республика Беларусь не входит в группу стран наибольшего риска для водителей.
— Каких новшеств от Госавтоинспекции можно ждать в ближайшем будущем?
— Скажу о самых принципиальных. Мы, например, предлагаем ввести балльную систему учета нарушений ПДД. С получением водительского удостоверения человеку предоставляется определенное количество баллов, которые впоследствии будут вычитаться за каждое нарушение. Данные заносятся в компьютер. Если баллов не осталось, то водительское удостоверение становится недействительным. В стадии разработки также и система восстановления баллов: прослушивание лекций, пересдача экзаменов, участие в профилактических мероприятиях и т.д. В случае утверждения балльной системы на законодательном уровне она начнет работать.
— В связи с увеличением количества автомобилей в столице и областных центрах московские автомобильные пробки нам не грозят?
— Думаю, что в ближайшее время перенасыщение, подобное “мо-сковскому”, нам не грозит, хотя готовиться к такому развитию событий надо уже сегодня.
Пользуясь случаем, хочу напомнить, что главный принцип Госавтоинспекции — создание удобств для участников дорожного движения. Мы служим людям и стоим на страже их интересов — от участия в разработке законов до конкретного разбирательства дорожно-транспортных происшествий.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter