Часы погибшего на «Титанике» витебчанина продали за $119 тысяч. А как сложилась судьба спасшихся белорусов?

Аукцион на лоты памяти

«На циферблате диаметром 76,2 миллиметра нанесены буквенные изображения цифр на иврите. На оборотной стороне выгравирован Моисей, держащий скрижали с заповедями. Корпус изготовлен из латуни с серебряным покрытием». Такое описание сопровождало на аукционе карманные часы эмигранта из Витебска Синая Кантора. Их продали дважды. Впервые — в 2018 году, когда потомок, пожелавший остаться анонимным, выставил лот на торги. Часы купил коллекционер Джон Миоттель за 57,5 тысячи долларов. Но теперь у них новых владелец: неизвестный выиграл британский аукцион Henry Aldridge & Son Ltd. Стартовая цена составляла 36,6 тысячи долларов, хотя организаторы рассчитывали получить от 60 до 98 тысяч долларов. Реальность же превзошла все ожидания.

Разбитые мечты

34‑летний Синай и 24‑летняя Мириам Кантор — супружеская пара из Витебска, образцовый пример среднего класса. Оба получили высшее образование и вели дома самодостаточную жизнь. Синай продавал пушнину и меха, зарабатывая в год не менее 2500 долларов, — по тогдашним меркам это очень большие деньги. Но пара решила пожить в Америке: Синай хотел получить медицинскую степень в университете на Манхэттене, а Мириам планировала осуществить свою мечту и стать стоматологом. Супруги купили себе места во втором классе по 26 фунтов (примерно 130 долларов на то время) за билет. На борт «Титаника» сели в Саутгемптоне — так началось их долгожданное путешествие…

В Нью‑Йорк Мириам прибыла вдовой: тело Синая нашел канадский корабль спустя несколько дней после трагедии. Все надежды женщины рассыпались. Она оказалась в чужом городе, без знания английского. Но на помощь пришла одна из немногих пассажирок «Титаника», владеющих русским, — Маргарет Браун. После приезда в Нью‑Йорк Маргарет опекала девушку. Браун связалась с русским консулом и помогла внести Мириам в список вдов на получение компенсации в связи с утратой мужа.
Тело Синая обозначили номером 283. У него нашли серебряные карманные часы, кошелек, паспорт и записную книжку с записями на русском языке, прочитать которые никто не смог. Мириам похоронила мужа 5 мая 1912 года на одном из центральных еврейских кладбищ Нью‑Йорка. «Погиб на «Титанике», — гласит надпись на надгробии.

Новая жизнь

Дженни Дропкин с мужем.
Согласно «Энциклопедии «Титаника», Дженни Дропкин родилась 20 мая 1887‑го в Могилеве. Из родного города она уезжала с именем Евгения. Ее папа — Яков Дропкин, мама — Мария Ковалева. Когда самый большой в мире пароход потерпел крушение, молодой пассажирке было 24 года.
Куда Дженни держала путь? Она села на корабль 10 апреля 1912‑го в английском Саутгемптоне, купив билет в третий класс за 8 фунтов (в то время это было примерно 40 долларов). На лайнере она отправилась в Нью‑Йорк к своему брату Аврааму, который эмигрировал в США в 1907‑м.
Как именно Дженни удалось выжить после крушения, неизвестно. К слову, охрана не сразу открыла решетки, отгораживавшие помещение третьего класса от первого и второго. Поэтому многие пассажиры третьего класса не успели подняться наверх. Но Дженни повезло. В Нью‑Йорк она все же прибыла: спасло судно «Карпатия», которое подобрало людей со шлюпок.

Судя по всему, девушке удалось оправиться от психологической травмы. 8 марта 1913 года она вышла замуж за витебчанина Макса Матлина. У них родилось четверо сыновей. 9 августа 1951‑го в возрасте 64 лет Дженни умерла.

Голос прошлого

Давид Сарнов из Минской области не находился на «Титанике» в момент крушения, но все же связан с этой трагедией. Мальчик родился в деревне Узляны Пуховичского района, но еще в детстве переехал с семьей в Америку. Там, когда вырос, работал в телеграфной компании. Именно Давид принял радиотелеграмму о крушении лайнера и несколько суток поддерживал связь со спасателями, помогая передавать информацию о выживших и погибших.

ПОДРОБНЕЕ

«Титаник» отправился в свой первый и последний рейс из английского Саутгемптона 10 апреля 1912 года. В ночь с 14 на 15 апреля он столкнулся с айсбергом в водах Северной Атлантики и затонул через 2 часа 40 минут. В результате катастрофы погибло около 1,5 тысячи человек, 712 пассажирам и членам экипажа удалось спастись. Обломки лайнера находятся на глубине 3,8 километра в 600 километрах от побережья канадского Ньюфаундленда. Они были найдены лишь в 1985‑м. Носовая и кормовая части после разлома судна опустились на дно по разной траектории, с разной скоростью и сейчас лежат на дне на расстоянии примерно 800 метров друг от друга.

В ТЕМУ

На этом же аукционе за 117 тысяч долларов продано клетчатое одеяло, которыми пассажиры первого класса могли укрыться во время прогулки по палубе. Еще один лот — меню ужина для пассажиров первого класса — ушел к новому владельцу за 101,5 тысячи долларов. Обеспеченным пассажирам предлагалось выбрать из более чем 20 блюд. Среди них были устрицы, сельдь, крем‑суп из спаржи, тушеные голуби с петушиными гребешками, потрохами, шампиньонами и трюфелями, мясо весеннего ягненка с мятным соусом или мясо кряквы, жареный цыпленок, викторианские медальоны из говяжьей вырезки или говяжья вырезка под хреном.

Тела погибших на борту канадского корабля.

ЭТО ФАКТ

Экипаж и пассажиров третьего класса в основном хоронили в море: на них не хватило бальзамирующих веществ, а без этого трупы в порт доставить было нельзя. Тела людей из первого и второго класса бальзамировали на борту и помещали в гробы, обложенные льдом. Личные вещи складывали в тряпичные мешочки: трупу присваивали номер, и этот же номер наносили на мешочек.

Христина СКУРАТОВИЧ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter