«Атомный век»: доживем ли до юбилея?

78 лет назад произошли события, которые официально начали в истории человечества отсчет новой эры

Чем ближе круглая дата — собственно век — этой эпохи («атомного века»), тем все более ужасными рисуются перспективы до нее не дотянуть. Хотя тогда, почти восемь десятков лет назад, некоторым политическим лидерам мировых держав казалось, что использование атома сулит им исключительные выгоды…

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Предвидеть надо все и опасаться всего. Кто сегодня может сказать, что не разразится третья мировая война? Мы как никогда близки к ней. Но я не верю, что третья мировая война будет. Потому что опасность в том, что третья мировая война приведет к уничтожению всех и вся…Она начнется, если только, не дай бог, будет применено ядерное оружие. Хотя это тоже не факт. Оружие оружию рознь. Но не дай бог, конечно. Это будет совершенно иная картинка.

Во время посещения общевойскового полигона Обуз‑Лесновский в Брестской области, 21 октября 2022 года.

Потсдамская предыстория

В жаркие июльские дни 1945 года в немецком Потсдаме, во дворце Цецилиенгоф, одном из немногих уцелевших во время Берлинской операции зданий, шла большая политическая стройка: главы антигитлеровской коалиции занимались созданием архитектуры послевоенной мировой системы. Германия уже была повержена, Европа лежала у ног победителей и делилась ими на сферы влияния, исходя из амбиций, политических планов и реального военного присутствия союзнических войск в той или иной стране. Однако занозой в теле общей (пока еще) Победы были продолжавшиеся военные действия против Японии.

Сразу после нападения на Перл‑Харбор 7 декабря 1941 года Страна восходящего солнца объявила войну США и Великобритании, поддержав тем самым своих союзников по Тройственному пакту (нацистскую Германию и фашистскую Италию).
Однако основное бремя военных тягот на азиатском направлении пришлось тянуть американцам. Британия воевала в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, а СССР еще перед началом Великой Отечественной войны, в апреле 1941 года, заключил с Японией пакт о ненападении, что позволило ему до поры до времени не быть втянутым в тихоокеанские разборки.
Однако в ходе Ялтинской конференции союзников зимой 1945 года, когда стало окончательно ясно, что разгром гитлеровской Германии — дело нескольких месяцев, Сталину пришлось дать обещание вступить в войну против Японии через 2 — 3 месяца после падения Берлина. За это советскому лидеру его западными визави были обещаны Южный Сахалин и Курильские острова. И вот наступил июль 1945‑го, нацизм разгромлен более двух месяцев назад — время всем выполнять свои обещания. 26 июля союзники (США, Великобритания и Китай) подписали Потсдамскую декларацию, в которой требовали от Японии безоговорочной капитуляции.
На следующий день текст декларации был распространен путем разбрасывания над территорией Японии листовок и зачитан в радиоэфире, а 28 июля японское правительство официально отклонило этот ультиматум. Теперь вместо бумаг пришлось говорить пушкам, а точнее — бомбам. И — не простым!

Атомная гонка: все ли средства хороши?

Еще в начале Потсдамской конференции президент США Гарри Трумэн, сменивший на этом посту умершего Рузвельта, намекнул советскому лидеру, что у Штатов появилось новое оружие невиданной разрушительной силы. Иосиф Сталин сделал вид, что не понял истинного смысла этой фразы, однако после встречи в разговоре с наркомом Молотовым сказал: «Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы».
Речь, разумеется, шла об атомном оружии, разработкой которого во время Второй мировой войны наперегонки занимались и Германия, и США, и СССР.
Немецким физикам в 1938 году впервые удалось добиться искусственного расщепления атома урана, и с 1939‑го ядерные эксперименты в Германии стали проводить с целью получения нового сверхмощного оружия. Параллельно в этом же 1939 году ученые из США, Великобритании, Канады и Германии (бежавшие от нацистского режима, в основном евреи по национальности) начали совместную работу в рамках «Уранового комитета».

С 1942 года США приступили к реализации секретных исследований и испытаний в области ядерной физики, получивших кодовое название «Проект Манхэттен».
В нем было задействовано около 130 тысяч человек, а объем финансирования составил в ценах того времени около 2 млрд американских долларов (сегодня эта сумма была бы равна 22,5 млрд долларов).
В гонке за первой ядерной бомбой значительно улучшило позиции США то, что часть научных сведений им удалось получить от британских союзников, с которыми позже они отказались делиться результатами. Знакомое поведение, не правда ли?

Немаловажную роль сыграли и действия американской разведки, а также привлечение на последнем этапе исследований немецких ученых, захваченных в момент оккупации Германии. В ходе операции Overcast («Завеса») американские военные смогли вывезти в США полторы тысячи немецких и австрийских специалистов в разных научных областях, от атомных разработок до ракетостроения и от химии до бактериологии. К слову, помимо физиков‑ядерщиков, одним из наиболее ценных для Штатов ученых был штурмбаннфюрер СС Вернер фон Браун, создатель знаменитых немецких баллистических ракет дальнего действия «Фау‑2», позже ставший отцом американской космической программы.
Вашингтонских политиков абсолютно не смущало, что это, по сути, нацистские преступники, лишь бы они ревностно служили новым хозяевам!
Кстати, вместе с учеными американцы активно вывозили техническую документацию и оборудование, а также материалы, использовавшиеся немцами в ядерных исследованиях. На территорию США из зоны оккупации попали 10 т окиси урана, 1 т металлического урана, 4 г радия и 400 л «тяжелой воды».

Житель Нагасаки ищет врача для своего пострадавшего при атомном взрыве ребенка.

СССР: почему не удалось ни догнать, ни перегнать Америку

Не забывали американцы и про секретность: с 1940 года в открытом доступе перестали появляться работы западных исследователей по проблемам ядерной физики. Это привело к некоторому отставанию в данном направлении советских ученых, активно работавших в данной области еще с 1930‑х годов. Публикации подобных исследований в СССР были засекречены только в 1941 году, и на некоторое время сократились объемы научных работ в ядерной сфере, что было связано с началом войны и отвлечением ресурсов на другие первостепенные нужды.
Только в 1942‑м по личному распоряжению Сталина была создана специальная лаборатория ядерных исследований, которую возглавил будущий академик Игорь Васильевич Курчатов.
Советская разведка получала сведения, что работа по созданию атомного оружия ведется и в Германии, и в США. Но завершить собственные теоретические научные изыскания и приступить к созданию реальной бомбы Советскому Союзу мешал ряд обстоятельств, среди которых — нехватка урановой руды. До войны большие партии этого сырья добывались лишь в африканских колониях Бельгии и Голландии, а позже они оказались в руках либо немцев, либо американцев (еще накануне Второй мировой часть урана из Конго была переправлена одним бельгийским промышленником в США). Советской стороне добыть необходимое сырье удалось лишь после разгрома Германии. Несколько тонн малообогащенного урана сотрудники НКВД обнаружили в институте Кайзера Вильгельма. Собственную урановую руду в промышленных масштабах в СССР стали добывать только с 1945 г.

Силуэт, оставшийся на месте гибели жертвы атомной бомбардировки Нагасаки.
В источниках указывается, что силуэт остался на месте гибели солдата-часового. Силуэты и пятна, возникшие вследствие действия светового излучения при ядерном взрыве, остались на фоне выгоревших поверхностей в местах, где распространению излучения мешало тело человека или животного. Данный эффект получил название «тени Хиросимы», т.к. в этом городе после атомной бомбардировки впервые появились подобные следы.

Практическая необходимость и благоразумное здравомыслие

Именно эти факторы и позволили США вырваться вперед в ядерной гонке. 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B‑29 Enola Gay под командованием полковника Тиббетса сбросил на японский город Хиросиму «Малыша» (так американские военные прозвали четырехтонную атомную бомбу, равную по мощности 13 — 18 килотоннам тротила). Несколько дней спустя, 9 августа, на головы жителей японского Нагасаки обрушился плутониевый «Толстяк», эквивалентный 19 — 21 килотонне тротила. Последствия бомбардировок оказались ужасающими и вызвали шок у всего мира.
В обоих городах мгновенно погибло в общей сложности 80 тысяч человек, а до конца 1945 года от полученных травм и облучения скончалось до 246 тысяч!
Психологический эффект воздушной атаки был таков, что 15 августа Япония объявила о своей полной и безоговорочной капитуляции, которая формально была закреплена подписанием соответствующего акта 2 сентября на борту американского линкора «Миссури».

До сих пор не утихают споры, была ли необходима подобная жестокость, неприятно поразившая даже видавших  виды  современников  и свидетелей нацистских преступлений! США, ясное дело, оправдываются военной необходимостью, утверждая, что, по их подсчетам, высадка десанта в Японии привела бы к многомиллионным  жертвам  как  среди американских военных, так и среди жителей островного государства. Однако есть и другая версия, что основным адресатом ядерных бомбардировок было вовсе не императорское правительство в Токио, а главный обитатель Московского Кремля.
Истинной целью американского президента Трумэна, без колебаний отдавшего приказ бомбить не один японский город, а все цели по мере поступления бомб (!), было сдерживание СССР как в Европе, так и в Китае, где советские войска в силу взятых на себя обязательств перед союзниками 9 сентября начали активные военные действия против японской Квантунской армии генерала Ямады.
Как бы то ни было, США пока являются единственной страной в мире, решившейся на применение ядерного оружия и так и не высказавшей хоть каких‑то извинений потерпевшей стороне. СССР получил свою атомную бомбу только в 1949‑м, при этом все время находился под реальной угрозой нанесения ядерного удара со стороны Америки.

Например, известен план «Тоталити», созданный в октябре 1945 года по приказу президента Трумэна, ставший первым в череде 11 (!) подобных разработок до 1949 года. Постепенно клуб ядерных держав расширялся, туда вошли Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Израиль (1979), Пакистан (1998), КНДР (2006). В период холодной войны общий арсенал атомных боеголовок насчитывал до 70 тысяч штук! В дальнейшем благодаря подписанным соглашениями между СССР и США удалось уменьшить эти смертоносные запасы, однако и сегодняшнего потенциала (12 700 шт.) с лихвой хватит, чтобы окончить не только «атомную эру», но и историю человечества. К сожалению, накал политических страстей в третьем десятилетии ХХI века и та пугающая легкость, с которой страны «ядерного клуба» скатываются к прямой военной конфронтации, оптимизма не вселяют.
Остается надеяться на благоразумие лидеров, подобное тому, которое все же смогло не допустить ужасающей развязки Карибского кризиса 61‑летней давности.
Алексей БЕЛЯЕВ, политолог, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter