Атомные слушания

На слушаниях об экологичности АЭС в Островце собралось около тысячи человек

Для того чтобы принять участие в общественных обсуждениях предварительного отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) белорусской АЭС, которые в конце прошлой недели проходили в Островце, собралось около тысячи человек из разных уголков Беларуси.

Те, кого не вместил актовый зал здешнего ДК, могли следить за всем происходящим у большого экрана в холле. Потерять нить дискуссии невозможно было, даже покинув здание: на улице установили динамики…

Разговор занял более пяти часов. К микрофону подходили ученые, практики, жители Островецкого и ряда других районов, в числе которых Берестовицкий, Мостовский, Лидский, Ошмянский, Ивьевский. Список вопросов, волновавших общественность, был достаточно велик. С трибуны звучали сомнения, замечания, а также слова благодарности властям и всем тем, кто принял это судьбоносное решение. Например, один из жителей Островца, проживающий на его территории более 40 лет и помнящий, с чего некогда начинался небольшой город, каким он был, мечтает о его развитии. Что когда-нибудь из 8-тысячного он превратится в 30-тысячный полноценный город с развитой инфраструктурой, социальной сферой. Солидарность с ним выражали и другие жители Островца.

С оптимизмом воспринимаются грядущие перемены в Ошмянском районе. По словам его жительницы Ольги Борисенко, уже сегодня многие проживающие там молодые люди поступают на специальности, связанные с атомной энергетикой.

Не осталось незамеченным выступление представителя Берестовицкого райо-на. Он отметил, что жители Берестовитчины выступают за белорусскую АЭС, поскольку это гарантирует стране энергетическую независимость.

А также выступил с предложением организации жесткого государственного контроля за строительством белорусской АЭС и создания общественного наблюдательного совета, куда бы вошли депутаты, ученые, конструктивная оппозиция.

Не обошлось и без критических выступлений в адрес ОВОС. Собственно, это и есть цель общественных слушаний – учесть все замечания граждан (только на их основе и после государственной экспертизы документ будет утвержден).

Но, как выяснилось уже в ходе обсуждений, некоторые оппоненты были неубедительны. Например, мнение о том, что реакторы на многих АЭС при сроке эксплуатации в 30 лет выводятся уже после 20, было сразу же опровергнуто главным инженером проекта от ОАО «СПбАтомэнергопроект» Дмитрием Алексеевым. Он сказал, что о таких фактах ему неизвестно. Зато случаев, когда работа реакторов, напротив, была продлена, сколько угодно.

Сомнительным показалось специалистам высказывание относительно того, что будущее Беларуси – это ветроэнергетика. Как отметил заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, по оценке экспертов, при реализации всего ветропотенциала на предварительно изученных (1,8 тыс.) площадках объем вырабатываемой энергии оценивается в 1—3 процента от сегодняшнего потребления. Тем не менее это направление признается перспективным: в стране готовится программа развития ветропарков.

В ходе общественных слушаний специалисты дали ответы на наиболее волнующие граждан вопросы. Например, относительно транспортировки свежего и отработанного ядерного топлива. Как отметил ведущий инженер-технолог отдела управления проектом Дирекции строительства атомной электростанции Михаил Жук, доставка топлива производится специальными вагонами и в специальных контейнерах длиной 4,8 метра и шириной 0,62 метра. Их конструкция такова, что даже при заливе вагона водой аварии не произойдет. В вагон, по словам специалиста, помещается 48 тепловыделяющих сборок. Состав с топливом сопровождается военизированной охраной. А также Михаил Жук отметил: в настоящее время в России для реакторов водо-водяного типа используются две модификации топлива, которые производят заводы в Новосибирске и Электростали. «Тип топлива, который будет использовать белорусская АЭС, — прокомментировал он, — определят ближе к моменту ее пуска».

Волновал собравшихся возможный дефицит урана, который поставил бы под угрозу будущее атомной энергетики, и то, как этот аспект был учтен в ОВОС. По словам заместителя директора объединенного института энергетических и ядерных исследований «Сосны» НАН Беларуси Анатолия Якушева, авторы учли, что «прогноз — это некий миф», поскольку прогнозы выполняются разными организациями и отличаются друг от друга. Оказывается, в зависимости от стоимости запасы урана оцениваются от 30 до 140 лет. Но это если речь вести о разведанных запасах. «Если добывать уран из морской воды, — отметил специалист, — и, возможно, в будущем эти технологии будут более оправданными (пока это очень дорого), тогда запасов хватит на 500—600 лет. А если вовлечь в систему реакторы на быстрых нейронах, то, по европейским данным, топлива хватит на тысячелетия».

Ответ был дан на вопрос относительно существования в мире аналогов будущей белорусской АЭС. Как пояснил главный инженер проекта от ОАО «СПбАтомэнергопроект» Дмитрий Алексеев, любой проект «привязан» к конкретной площадке, а потому не похож на предыдущий. Кроме того, каждый последующий вариант более усовершенствован.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter