Обзор книг «Памяці вечны агонь» и Михаила Чехова «О технике актера»

Атмосфера памяти

Памяці Вечны агонь.
Мінск, Мастацкая літаратура, 2019

Выдавецтва «Мастацкая літара-тура» працягвае сваю папулярную серыю «100 вершаў». На гэты раз зборнік прысвечаны 75-годдзю вызвалення Беларусі. У айчыннай паэзіi — вялізны пласт вершаў ваеннай тэматыкі, задача складальніка была выбраць з іх самыя яркія, небанальныя. Зразумела, прадстаўленая творчасць — паэтаў-франтавікоў. Тут і знакаміты верш Анатоля Астрэйкі «О Нёман, о бацька мой, Нёман», які стаў вядомай песняй, і «Герой» Пімена Панчанкі: «Злосна сказаў: «Уставай, пяхота! Мы не на пляжы, а на вайне». І лёг на змяіныя скруткі дроту. І дзвесце салдацкіх запыленых ботаў прайшлі па яго спіне». Асабліва ўражваюць вершы паэтаў, які не вярнуліся з вайны:

Гарачынь, як у пекле... Над засмяглымі травамі

Бачаць вочы адну толькі вялую сінь.

Без ніводнай хмурынкі неба томіцца млявае,

Смаліць сонца, астаткі адбіраючы сіл...

Радкі напоўнены сілай — эмацыйнай, рытмічнай, вобразнай... Аўтар Аляксей Коршак загінуў у 1945-м. Тут жа і вершы Міколы Сурначова, які ў якасці камандзіра ўзвода штурмаваў Берлін і быў забіты, калі прыкрываў адыход таварышаў: «Ляжыць ён, як віцязь, у стоптаным жыце. Маці спаткаеце — ёй не кажыце...» Паколькі кнігі серыі адначасова ўяўляюць сабой мастацкія альбомы, вы знойдзеце рэпрадукцыі вядомых мастакоў: Івана Ахрэмчыка, Арлена Кашкурэвіча, Міхаіла Савіцкага, Леаніда Шчамялёва ды іншых.

Михаил Чехов.  О технике актера.
Москва, Издательство АСТ, 2019

О Михаиле Чехове, племяннике великого писателя, знают прежде всего по высказыванию, суть коего такова: чтобы сыграть бифштекс, необязательно быть зажаренным. Но у Михаила Чехова есть и своя система, вроде системы Станиславского.  Впрочем, противопоставлять их он не собирался. Сам был учеником Станиславского, сборник как раз и начинается с горячей защиты метода учителя. Когда Михаил Чехов в 1920-х эмигрировал из советской России, пришлось объехать весь мир. Возглавлял театральные студии, ставил спектакли, играл… В его студии в США учились Клинт Иствуд, Мерилин Монро и другие звезды Голливуда. Книга, в которой Чехов излагал свою теорию, была первоначально написана на английском языке. Конечно, трактат сей адресован был прежде всего театралам. Но, во-первых, написан он достаточно живым языком, во-вторых, система Михаила Чехова — часть всей современной мировой культуры. Мне очень импонирует неравнодушие автора, его, как говорят в театре, «горящий глаз»: «Старые актеры… не раз проводили ночи в пустых темных уборных, за кулисами или на сцене, освещенной дежурной лампочкой, как трагик в чеховском «Калхасе». Все, что было пережито ими за многие годы, приковывает их к этой сцене, всегда наполненной невидимым чарующим содержанием, им нужна эта атмосфера театра. Она дает им вдохновение и силу на будущее. В ней они чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене».

Михаил Чехов страстно пишет о будущем театра, о том, как его спасти от вырождения, от механизации — вернув душу, атмосферу. Артист «должен сознательно вникать во все, должен всему дать возможность жить в нас и нас мучить. Если нам есть что сказать, нам необходимы страдания; если мы только счастливы, нам сказать нечего». Ну а упражнения на развитие воображения и памяти пригодятся любому творческому человеку.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter