Атланты потребительской кооперации

Итоги полугодия от председателя Правления Белкоопсоюза Владимира Кулешова

2008 год и первая половина нынешнего для потребительской кооперации страны характеризовались устойчивой тенденцией экономического роста, выполнением основных прогнозных параметров, доведенных и контролируемых правительством. Выполнение всех финансово-экономических показателей сопряжено с обеспечением темпов розничного товарооборота в сопоставимых ценах более чем на 113 процентов при прогнозных 111 процентах. В частности, превышены инвестиции в основной капитал, обеспечен прогнозный показатель по энергосбережению, выше задания и размер начисленной зарплаты кооперативным работникам. Вот как оценивает основные тенденции динамичного развития экономики потребительской кооперации страны председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов.

— Владимир Викторович, благодаря каким слагаемым произошел рост объемов розничного товарооборота?

— Помимо традиционных подходов, мы ввели дополнительные резервы. Это продажа товаров в кредит, увеличение количества и качества обслуживания членов садово-огороднических товариществ, активные формы торговли по предоставлению торговых услуг на улице, выезды на ярмарки и выставки-продажи, улучшение работы автомагазинов, удлинение режима работы объектов торговли и перевод их на самообслуживание, оснащение холодильным оборудованием и улучшение ассортимента. Эти и ряд других усовершенствований дали в комплексе положительный результат. Или взять рост внешнеторговой деятельности, который в немалой мере связан с нашей резервной новинкой, ранее не использовавшейся (речь идет о реализации за рубеж продукции, которая не производится предприятиями системы потребительской кооперации и не заготавливается нами). В структуре нашего экспорта такая продукция занимает 22 процента. В итоге выполняется установка главы государства относительно того, что все должны работать в режиме Министерства торговли и реализовывать отечественную продукцию. Это позволило нам установить положительное внешнеторговое сальдо при темпах роста экспорта 104,4 процента. В частности, мы экспортируем цельномолочную продукцию белорусских молочных комбинатов, а также предприятий концерна «Белгоспищепром» и Минсельхозпрода, технически сложные товары, практически весь сегмент продукции, востребованной на российском рынке. Важно, что в данном сотрудничестве мы нашли точки соприкосновения и взаимопонимание с нашими коллегами, кооператорами Российской Федерации. Они готовы на взаимовыгодной основе реализовывать этот товар.

Неплохие темпы относительно прошлого года и у отрасли заготовок – около 117 процентов. Примерно 5 миллиардов рублей мы выплатили жителям Беларуси за полученные от них сельхозпродукцию и сырье. Что касается вложенных денег в инновационные проекты, в частности в цеха заморозки дикорастущей продукции, то они, безусловно, дадут отдачу, тем более что теперь сезон ее заготовок, с последующей заморозкой и фасовкой. Замороженная лесная и садовая плодово-ягодная продукция будет востребована как на внутреннем, так и внешнем рынке.

— В вашем докладе по случаю праздника Дня кооперации впечатляюще прозвучала цифра, свидетельствующая о росте экспорта учебными заведениями Белкоопсоюза образовательных услуг – 247 процентов. Какие факторы повлияли на их рост?

— Экспорт образовательных услуг учебными заведениями Белкоопсоюза — новое направление нашей деятельности. Это свидетельство того, что уровень вузовского образования интересует наших партнеров из ближнего зарубежья, они направляют молодых людей к нам на учебу. Прежде всего речь идет о Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации, диплом которого весом и в других государствах СНГ. Перечень специальностей, получаемых в стенах вуза, достаточно широкий, благодаря чему выпускники имеют возможность работать не только в сфере потребительской кооперации. Для нас это было ранее не свойственно, но теперь иностранные студенты потянулись в наши вузы. Мы расширяем сферу услуг, что во всем мире называется диверсификацией деятельности, которая приносит дополнительную прибыль, позволяет открывать новые рабочие места. Народная мудрость гласит, что нельзя класть яйца в одно лукошко: когда источники доходов и виды деятельности разные, то куда большая вероятность устоять на ногах и противостоять кризису. Возможно, какой-то вид деятельности будет не востребован, будет падение отдельных видов деятельности, но такие подходы позволят, образно говоря, потребительской кооперации страны держаться на плаву.

— В системе Белкоопсоюза остается еще небольшое количество нерентабельных организаций, которые к нынешнему августу могут перейти в разряд прибыльных. Что это за организации и благодаря чему такой поворот произойдет?

— Это прежде всего организации торговли. Они появляются из-за того, что в начале года объемы более низкие, нежели в летнее время, а расходы более высокие. В зимний период данный сектор экономики куда более затратный, чем в летнее время, — в систему Белкоопсоюза принимают на работу более 9 тысяч кочегаров. Такая немаленькая армия людей дополнительно вливается в коллектив, и им за работу выплачиваются деньги. Речь идет не только о зарплате, но и дополнительных затратах на отопление и т.д. В летний период такой статьи расходов у нас нет, объемы летнего товарооборота всегда возрастают как на заготовках, так и на других видах деятельности. Поэтому у нас есть четкие графики, и мы к летнему сезону выходим на безубыточную работу, закрепляя успех, чтобы не иметь по итогам года убытков. 

— Как системе потребительской кооперации удается регулировать и погашать задолженность перед ведущими поставщиками продукции?

— На фоне, когда объемы падают или ниже прошлогоднего, а товарной массы для достижения нормального товарооборота надо все больше и больше, вопрос платежеспособности обостряется и выходит на передний план. Конечно, по всем направлениям мы задолженность не сняли, мы ее просто стараемся не наращивать, отдавая приоритеты предприятиям Белгоспищепрома и Минсельхозпрода. Тем более что эти отечественные производители формируют львиную долю товарной массы и серьезно влияют на объемы товарооборота потребительской кооперации. Мы просто обязаны вести себя достойно, не ухудшая с этими поставщиками расчетно-платежную дисциплину. В решении данной проблемы административный ресурс последнее дело – всем должна управлять экономика, и этот фактор я стараюсь ставить во главу угла.

— Вы только что возвратились из Анапы, где проходило очередное заседание Лиги кооперативных организаций стран СНГ. Какие вопросы там были рассмотрены?

— Кооператоры бывшего СССР, не считая разве что прибалтийских государств, собирались для обсуждения насущных вопросов потребительской кооперации при достаточно насыщенной повестке. Так, рассматривалось положение дел в кооперативных организациях, обсуждались вопросы экономического сотрудничества, следующего места заседания Лиги и др. Отрадно то, что потребительская кооперация в большей или меньшей степени во многих постсоветских странах возрождается. Ведь в начале 90-х годов в ряде стран посчитали (слава богу, к Беларуси это не относится), что потребкооперация себя изжила, больше не актуальна и не нужна людям. Там ее деятельность была практически свернута, и только по истечении определенного времени руководители многих государств осознали, что ликвидация системы была серьезной ошибкой. Поэтому теперь принимаются нормативные акты, делаются оргвыводы, направленные на возрождение потребительской кооперации. Это характерно для ряда государств: Россия, Казахстан, Таджикистан рассматривают варианты усиления роли потребительской кооперации в торговом обслуживании населения, наращивания ее объемов. Сколько для этого понадобится времени, тяжело сказать, но такие тенденции налицо. Второй немаловажный вопрос повестки – взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество кооперативных организаций стран СНГ. Этот вопрос был инициирован мною, как президентом Лиги, нашел поддержку и понимание зарубежных коллег. В частности, я привел им примеры взаимовыгодного сотрудничества с кооператорами соседней России. Думается, что кооперативное сотрудничество после заседания Лиги получит новый импульс развития. Возьмите только одну страну – Таджикистан. Там немало овощной продукции, а также персики, вишни, черешни, сухофрукты и т.д. Это те товарные позиции, которых у нас или нет вообще, или недостает в силу природных условий. У нас же есть такие деликатесы, как грибы и ягоды, спросом будет пользоваться и белорусский картофель практически во всех странах СНГ. Точек соприкосновения немало. У каждой страны своя специфика и особенности, если мы будем друг с другом торговать и предлагать товары на взаимовыгодных условиях, то такая поддержка укрепит международные позиции потребительской кооперации. Она поспособствует в определенной мере и совместному выходу из кризиса. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter