Литовцы его звали Леонидас, белорусы — Лявон Мурашка

Атланты держат небо

Литовцы его звали Леонидас, белорусы — Лявон Мурашка...

Литовцы его звали Леонидас, белорусы — Лявон Мурашка. Но чаще всего узнавали по голосу, который слышали в разных уголках Вильнюса: с хоров церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, в оперном театре, филармонии. Бас Мурашки более чем полстолетия разносился не только по Литве, но и звучал в его родной Беларуси, во многих странах бывшего Советского Союза и еще дальше — по всему миру.


От хаты до храма


С 1996 года до самой смерти в 2009–м Лявон Адамович был фигурой, вокруг которой объединялись наши земляки, — Мурашка возглавлял «Згуртаванне беларускiх грамадскiх арганiзацый у Лiтве». За «значны ўклад у справу захавання беларускай гiсторыка–культурнай спадчыны ў Лiтве i развiццё добрасуседскiх беларуска–лiтоўскiх адносiн» в 2004–м был отмечен Почетной грамотой Совета Министров Беларуси.


Место рождения будущего оперного певца — Синявка. Тогда, 27 августа 1924 года, это было местечко в Несвижском повете Польши, а теперь агрогородок в Клецком районе, на полпути от райцентра до Ляховичей.


Отец Лявона — Адам Мурашка — служил в синявской церкви регентом–псаломщиком (руководителем хора, дирижером). Видно, от него сыну и передались генами способность петь и стремление к лидерству. Вот что вспоминал позже сам знаменитый исполнитель: «Кажуць, што як мне было ўсяго 3 — 4 гады, я збiраў з вулiцы дзяцей, прыводзiў у хату i казаў iм нешта пеяць, а сам махаў рукамi».


Мурашки в Вильно попали не сразу. Сначала, в 1928 году, Адама перевели регентом в Барановичи — здесь он служил в новопостроенном Покровском соборе, здание которого, недалеко от железной дороги, сохранилось до наших дней (улица Куйбышева, 11). В 1934–м переехал с семьей в Клецк на должность регента Воскресенской церкви (построена в XVII веке как костел, нынешний адрес: улица Янки Купалы, 1). Но Адам все стремился перебраться в Вильно: там жила дочь Зоя, учившаяся в университете, да и сыну Лявону пришла пора поступать в гимназию. И желанное случилось.


Мурашка–старший стал руководителем хора виленской церкви Святителя Николая Чудотворца на улице Велькой, то есть Великой, Большой (ныне Диджёйи, 12), а семья расположилась в доме по соседству (Диджёйи, 14). С «пропиской» повезло: места необычные. И вдохновляющие на творчество. Пройдемся и мы по лестницам старинного сооружения.




Игры богемы


Лявон Мурашка, наверное, был наслышан, что прежде в доме его детства в 1875 — 1893 годах — с самого рождения — жил «выдающийся деятель советского искусства Василий Иванович Качалов». Так гласит установленная позже, в 1960–м, мемориальная доска. К сожалению, памятная таблица не уточняет, что настоящая фамилия увековеченного — Шверубович, что он белорус, сын Иоанна Шверубовича, настоятеля церкви Святителя Николая Чудотворца.


Пожалуй, любопытно будет также то, что учился Шверубович в Первой виленской гимназии одновременно с еще одним нашим земляком — Феликсом Дзержинским, а одноклассником и неразлучным другом был будущий литовский композитор белорусского происхождения Константинас Галкаускас.


После окончания в 1894 году гимназии Василий уехал в Санкт–Петербург, поступив на юридический факультет университета. В Вильне бывал на каникулах. Позднее выступал в родном городе на гастролях Московского художественного театра. В 1896–м стал актером театра Литературно–артистического общества, которым владел журналист Алексей Суворин, придумавший новичку псевдоним Качалов.


Известность пришла после 1900 года, когда наш соотечественник стал одним из ведущих актеров в московском Художественном театре Станиславского и Немировича–Данченко. Качалова знали еще как завсегдатая богемных тусовок, и за это Иван Бунин карикатурно прописал его в рассказе «Чистый понедельник»: пьяный актер изображен «с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос».


Пришел под флагом


Вернемся в Вильно. Здание, где жили Мурашки, знаменито еще несколькими именами. Построено оно не позже начала XVII века, но внешний облик с тех пор претерпел много изменений. С середины XVII по XIX век среди горожан ходило выражение «дом Баландиса», так как с 1604 года здесь жил виленский бурмистр Симонас Баландис, славившийся богатой библиотекой с коллекцией инкунабул.


28 мая 1845 года здесь поселился итальянец Франческо (Франтишек) Андриолли. Он и умер тут в 1861 году. А имущество перешло к сыну — Михалу Эльвиро Андриолли. Оба они — выдающиеся художники своего времени.


Франческо служил в армии Наполеона во время похода французского императора на Россию. Попал в плен. А после освобождения переехал в Вильно. В 1818 году жил в здании по нынешнему адресу: улица Диджёйи, 18 / Савичяус, 2. В Виленском университете получил специальность живописца и декоратора, в императорской Академии художеств в Санкт–Петербурге — учителя рисования. В 1830–е годы реставрировал скульптуры и фрески в виленском кафедральном костеле (площадь Катедрос, 2). Его резцу (в соавторстве с учеником Юзефом Козловским) принадлежат также колонны в виде фигур двух атлантов, подпирающие балкон бывшего дворца Тышкевичей на улице Траку, 1 / Пилимо, 26. В одну из ночей октября 2005 года автомобиль врезался в атланта и выбил его из–под балкона, однако вскоре поврежденную колонну восстановили.





Не менее интересно то, что в расположенном здесь суде в 1884 — 1898 годы работал Франтишек Богушевич, более известный тогда не как поэт, а как адвокат. В мае 1907–го — марте 1908 года тут находилась редакция газеты «Наша нiва», и в 1907–м в ней некоторое время работал Якуб Колас. Вот что вспоминал об этом периоде тогдашний редактор газеты Александр Уласов: «Прысылалi ў «Нашу нiву» многа вершаў, апавяданняў, карэспандэнцый. Колас з благiх вершаў рабiў добрыя, i местачковы вершаплёт, прачытаўшы свае вершы знаёмым, дзiвiўся разам з iмi: якiя пекныя! Колас быў жыццярадасны, у жыццё нашае «багемы» ўносiў у вольныя хвiлiны многа весялосцi».


Приключения итальянца в России


Личность Михала Эльвиро Андриолли вновь переносит нас в Россию. Этот парень пошел в отца. И судьбой, и талантом. По воле родителя в 1855 году был отправлен в Москву учиться медицине. Но вскоре перешел в училище живописи и ваяния Московского художественного общества. В 1857 — 1859 годах занимался в императорской Академии художеств в Санкт–Петербурге, в 1860 — 1861–м совершенствовался в Академии Святого Луки в Риме.


И все бы было хорошо. Однако решился принять участие в восстании 1863 года, сражался с российскими войсками в окрестностях Лиды, в отряде Людвика Нарбута, сына известного историка Теодора Нарбута. Нарбут погиб в бою — этот эпизод потом Андриолли отобразил в гравюре. А Михал Эльвиро скрывался в Вильне, Ковно, Москве, однако вскоре был арестован и отправлен отбывать заключение в Ригу. Как–то сумел выбраться из–за решетки и уехал в Лондон. Там пробыл недолго, перебрался в Париж. Но покой ему только снился. Вернулся на родину как эмиссар польских эмигрантов, чтобы опять поднимать народ на восстание. В 1866 году художника схватили и сослали в Вятку (ныне Киров). Здесь он пробыл с 1868 по 1871 год, расписывал кафедральный собор; помощником у него был молодой русский художник Виктор Васнецов. Андриолли обучал также Аполлинария Васнецова, брата Виктора.


Помилованный в 1871 году, Андриолли переехал в Варшаву, где работал иллюстратором для журнала Tygodnik Ilustrowany, оформлял произведения многих польских писателей, связанных корнями и судьбами с Вильной, Литвой и Белоруссией: Адама Мицкевича, Юлиуша Словацкого, Юзефа Игнацего Крашевского, Элизы Ожешко, Владислава Сырокомли, Игнацего Ходзько. Мастер был безумно талантлив. С 1883 по 1886 год работал в Париже для издательства Firmin — Didot над иллюстрациями к произведениям Шекспира, Дюма, Андерсена и Джеймса Фенимора Купера (создал 137 рисунков к «Последнему из могикан», и когда роман неоднократно издавался в СССР и России, то непременно с работами Андриолли). Последнее пристанище нашел в Польше, на кладбище города Налэнчув, недалеко от Люблина.


В Вильне имущество Андриолли в 1864 году было конфисковано из–за участия в восстании. Но художник родной город не забывал. Самая знаменитая его работа — «Гедимин строит виленский замок» (1882 год). Не менее популярная историческая композиция художника — «Смерть Кейстута». Их репродуцируют в книгах по истории в Беларуси и Литве до сих пор. А в Вильнюсе, на территории сянюнии (староства) Паняряй в честь живописца и графика названа улица — Миколо Эльвиро Андриолё.


История дома на улице Диджёйи, 14  впечатляет: как здесь соединялись и расходились жизненные дороги необыкновенных людей по всей Европе — от Италии до России! А как дальше сложилась судьба нашего главного героя — Лявона Мурашки, поговорим в следующий раз. Там были и любовь, и предательство, и война, и мир.

 

Читайте также:

На бис

От «Электрита» до «Горизонта»

Знойное лето 1911-го

Максим-книжник на Пилимо

 

Советская Белоруссия №231 (24368). Суббота, 7 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter