Дома быта оказывают услуги даже по ремонту автомобилей, правда, уровень подобного сервиса развит не везде

Ателье с выездом на дом

Не ошибемся, если предположим, что есть среди горожан такие, кто считает, что популярные когда-то дома быта ушли в небытие и им на смену пришли многочисленные ателье и барбершопы. Однако такие выводы делать рано: в районах по привычке (в том числе и в целях экономии), как и много лет назад, обращаются в комбинаты бытового обслуживания. Ежедневно они выполняют даже не функцию, а миссию — удовлетворить житейские запросы сельчанина. Корреспондент «СГ» случайным образом отобрала адреса для командировки, чтобы выяснить, как развита в регионах инфраструктура объектов бытового обслуживания, какой спектр услуг и по каким ценам они предлагают.

Директор комбината Инна СИВАЯ.
 
Начнем, пожалуй, с примера, который, на наш взгляд, показателен. Еще раз подчеркнем: оценивали исключительно как рядовые потребители услуг и специально не выбирали адрес, скажем так, проверки.

В Воложинский дом быта люди даже в разгар рабочего дня идут подстричься и заклеить ботинки. При этом директор Инна Сивая констатирует: основная клиентская база — сельские жители. Здесь сделано все для их удобства. Самый главный плюс (если не брать в расчет стоимость услуг) — не нужно выезжать за пределы деревни.

— В состав КБО входит восемь комплексно-приемных пунктов, — отмечает руководитель. — В каждом из них есть работник, который аккумулирует заказы и передает нам. Плюс ко всему два раза в месяц из города выезжают специалисты. Допустим, сельчанину нужно подшить брюки. Он приносит их в КПП. Сотрудник выдает ему чек, на котором прописаны сроки выполнения заказа — не более 14 дней. Когда приходит время, а заказы порой выполняются быстрее, клиент уплачивает восемь рублей и забирает работу. Даже если человек не может самостоятельно прийти, устраиваем подворный обход, интересуемся, какие услуги нужны.

Швея Елена Кушель за много лет работы изучила предпочтения сельчан.

Закройщик Елена КУШЕЛЬ.

— Работа есть всегда, — комментирует мастерица. — Судите сами: женское платье без особых изысков будет стоить рублей 50. Это с учетом снятия мерок и выезда на дом. Готовое изделие модница заберет через неделю. В магазине таких расценок нет, а там даже без подгонки. Про дизайнеров из ателье и вовсе молчу. Другой пример: жилетка с вышитым белорусским орнаментом стоит 49 рублей. На маркетплейсах, где все ищут дешевое, за такую стоимость хорошего качества можно не ждать. Здесь я за него ручаюсь.

Постоянные крупные заказчики рабочей одежды — местные сельхозпредприятия. В доме быта — папка эскизов и логотипов для хозяйств. Аграрии связываются с директором, обсуждают размеры, материалы, сроки выполнения. Потом швеи принимаются за дело. Они точно знают: роба должна быть безопасной и удобной. Но покупают не только фирменные комбинезоны и куртки…

— Буквально недавно на День матери одно из хозяйств заказывало для своих женщин фартушки с вышивками, — добавляет Инна Леонидовна. — В арсенале много узоров — выбирай на свой вкус и карман. Несложный орнамент будет стоить меньше 10 рублей.

Не менее востребованы в доме быта услуги парикмахера. Ежедневно красоту наводят шесть мастеров. У каждой из них свой график выезда на дом. Берут ли за это отдельную плату, как частные визажисты? Конечно нет. Парикмахер Ольга Махмудова не без скромности сообщает потенциальным клиентам: делают укладку, стрижку, окрашивание любой сложности.

Сельчанин из деревни Прудники Виктор Лях тоже привык обращаться в дом быта. Говорит, мужская стрижка стоит здесь 10 рублей, а через дорогу в барбершопе в три раза дороже. Переплачивать за заморское название тех же функций? Нет, спасибо.

Отдельная мастерская отведена под ремонт обуви, там работают две хрупкие, но очень ловко владеющие молотком и гвоздями женщины.

— Мужчина принес три пары обуви, выписали квитанцию всего на 28 рублей, — рассказывает мастер Лилия Сосновская. — Хоть дедлайн и 14 дней, обычно делаем раньше. Причем во многих городских мастерских берут дополнительную плату за срочность, но в доме быта это не принято.

Мастер по ремонту обуви Лилия СОСНОВСКАЯ.
 
Несмотря на то что конкуренты в этой сфере у домов быта есть, поток клиентов пока не уменьшается, подчеркивает Инна Сивая:

— Темп роста выручки в этом году составил 35 процентов — хороший показатель. Вводим новые услуги. Недавно открыли сервис по ремонту автомобилей. В 2024‑м планируем ходатайствовать о выделении бюджетных средств на покупку нового оборудования для химчистки. Так что в качестве, скорости и стоимости обслуживания мы конкурентоспособны.

В других районах быт или не быт?

Однако не везде ситуация складывается подобным образом. Есть районы, где по тем или иным причинам услуги КБО не так востребованы. В Вороновском, например, шесть лет назад дом быта простаивал: не было ни парикмахеров, ни приемных пунктов, куда можно было бы сдать обувь и одежду в ремонт. Спустя время ситуацию исправили:

— С заявкой на бытовые услуги можно обратиться в отделение почты, — отмечает исполняющая обязанности председателя Погородненского сельисполкома Ирина Гайдуль. — Допустим, человек приносит одеяло в химчистку. Покрывало отправляют посылкой в районный комбинат бытового обслуживания, а потом привозят обратно. Это, конечно, дело небыстрое, да и цена не всех устраивает. Но есть и плюсы. Спасают частники: в Погородно работают две частные парикмахерские, подстричься, покраситься можно на месте.

В других случаях, когда финансовое положение «бытовок» становится неустойчивым, их берет под крыло ЖКХ. Так, например, случилось в Островце и Докшицах. В Докшицком районе коммунальщики приезжают к сельчанам два раза в месяц при наличии заявок. Но, как объяснил председатель Докшицкого сельисполкома Анатолий Стенник, люди не ждут определенного графика, а, если возникает нужда, едут сами, благо райцентр близко.

Портная Татьяна ПАШКОВСКАЯ.
 
А что делать тем, кто живет на удалении от райцентров? А если еще в придачу расписание движения регулярных автобусных маршрутов построено так, что транспорт курсирует только два раза в сутки? И чтобы, допустим, подстричься, надо утром уехать в райцентр, а возможность вернуться — только вечером. Крутись как хочешь: останавливайся у родни, пережидай на вокзале или лови попутку.

Рассудит так сельчанин, да и махнет рукой: дождусь оказии, а пока похожу в дырявом башмаке. Районам, где качество оказания бытовых услуг хромает, стоит стремиться к тому, чтобы даже элементарные, но очень важные в быту услуги люди могли удовлетворить, не выезжая за тридевять земель. В этом, считаем, у воложинцев можно поучиться — сами едут в агрогородки и деревни. Вот это, что называется, сервис.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник управления социальной сферы и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Олег Василенко:

— В сельских населенных пунктах услуги оказывают порядка 13 процентов от общего количества субъектов, зарегистрированных в реестре бытовых услуг на территории Беларуси. К сожалению, есть тенденция по снижению их количества по сравнению с прошлым годом. При этом с задачей справляются комбинаты бытового обслуживания и многопрофильные базовые организации. Всего в сельской местности расположены 102 такие организации. Кроме этого, у нас есть частный сектор, который также оказывает широкий спектр услуг. Наибольшим спросом пользуются парикмахерские, аренда, прокат, производство и ремонт одежды, услуги по стирке, а также ремонт обуви и изделий из кожи.

Фотограф Виктория БИТЕЛЬ.








Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter