Большое интервью с режиссером Михаилом Сегалом

Ассоциативное кино про Алексеева

Режиссер, сценарист, писатель — к 40 годам Михаил Сегал успел состояться в разных ипостасях
Михаил СЕГАЛРежиссер, сценарист, писатель — к 40 годам Михаил Сегал успел состояться в разных ипостасях. Начинал, снимая рекламу и клипы для «Сплина», «Би–2» и «Ночных снайперов», а сегодня в багаже Сегала уже три полнометражные художественные ленты, появление каждой из которых становилось событием в кино. Дебют Сегала Franz+Polina, который он сам называет лучшим своим фильмом, был снят на белорусском материале, по мотивам повести Алеся Адамовича.

В этом году за главный приз кинофестиваля «Лiстапад» борется новая лента Сегала — «Кино про Алексеева», для которой режиссер сам написал сценарий и музыку. История некогда известного барда (его играет Александр Збруев), который в преклонном возрасте отправляется в Москву за запоздалой славой. А находит горькое осознание того, что он прожил совсем не ту жизнь...

— Михаил, главную роль в фильме сыграл актер Александр Збруев, который почти десять лет не снимался в кино, полностью посвятив себя театру. Как вам удалось уговорить его?

— Совсем несложно! Он же не Борис Годунов какой–то, который не хотел царствовать, а к нему на коленях ходили упрашивать. Нет, он нормальный человек, который не снимался потому, что не было интересного сценария. Изначально эта роль была написана мною для другого актера, Леонида Куравлева, но по ряду причин с ним не вышло. Чтобы вызвать у зрителя ассоциацию с советской эпохой, мне нужен был именно известный советский актер соответствующей возрастной категории, и я подумал о Збруеве. Отправил ему сценарий. Он прочел и согласился.

— В небольшом эпизоде фильма появляется Андрей Макаревич. Его тоже не пришлось долго уговаривать?

— Макаревич очень весело воспринял мое предложение и сразу согласился сниматься.

— Молодость главного героя — эпоха 60–х — показана в фильме очень детально, красочно. Вы воспринимаете ее как золотое время?

— Нет, конечно! Что там золотого? Эпоха 60–х ничем не отличается от других времен, если не думать о ней через призму талантливого кино того времени. Это был обычный мир, который эстетизировали много позже. Для героя фильма это время, может быть, золотое, потому что на него пришлась пора его молодости. У меня же столь личного отношения к 60–м нет.

— Первое название фильма было «КСП», то есть «Клуб самодеятельной песни». Почему вы сменили его на «Кино про Алексеева»?

— Название «КСП» было рабочее, и оно никогда не рассматривалось как окончательное, потому что я уверен, что 99% людей, даже в возрасте «за тридцать», не знают, что это такое. Плюс — фильм не об авторской песне. Форма названия «Кино про Алексеева» — это заголовок из серии «Странная история мистера Джекила и доктора Хайда» или «Загадочная история Бенджамина Баттона». Когда нам вот так напрямую заголовком говорят, что есть нечто, что произошло с этим конкретным человеком и все дело именно в этой истории, в этом есть некая наглая простота.

Кадры из фильма "Кино про Алексеева"
Кадры из фильма "Кино про Алексеева"

— Раз вы сделали главного героя своего фильма бардом, любопытно узнать ваше отношение к авторскому пению.

— Никакого отношения. Да, я занимался музыкой, у меня была группа, и я пел под гитару, но это делают многие люди. Зачем в этой ленте нужна была бардовская песня? Да потому, что это яркий штрих к тому времени, на которое пришлась молодость героя. Тогда в каждом городе и полугороде был клуб бардовской песни, куда ходили не очень удачливые в любви и профессии люди, полумаргиналы. Несколько из них были гениальными, но тысячи — лузерами, которые только воображали, что они гении, а на самом деле просто убивали время. Это был поиск счастья внутри полной бессмысленности, и мой герой принадлежит к этой группе. Кино ведь о посредственном человеке, который очень драматично эту посредственность осознает. И сделать его именно бардом было выгодно для сюжета.

— В фильме есть сцена, в которой устами Андрея Тарковского вы озвучиваете фразу о том, что настоящая любовь — это давать человеку то, что ему действительно нужно в данный момент. Она принадлежит Тарковскому или вы ее придумали?

— Придумал и вложил в уста Тарковского совершенно бандитским образом. Якобы главный герой случайно заехал к нему на съемочную площадку «Андрея Рублева» и подслушал разговор. Довольно цинично вкладывать в уста Тарковского фразу о жертвенной любви, потому что, судя по воспоминаниям, он был полной противоположностью этим словам. В творчестве своем большой гуманист, а в жизни — довольно эгоистичный человек и на заботу о ближних не сильно себя тративший.

— Почему тогда именно Тарковский произносит эту ключевую для фильма мысль?

— Потому что Тарковский в кино — это прикольно. Он, как и любой знаковый персонаж, является носителем ассоциаций. Я помню, в конце 80–х — начале 90–х можно было любого интеллигентного человека спросить, какой ваш любимый композитор, книга и режиссер, и в ответ услышать: Бах, «Мастер и Маргарита», Андрей Тарковский. Мой фильм создан по «форрест гамповской» структуре, и этот прием «касания» судьбы обычного человека с великими и важными людьми и событиями своего времени был мне интересен. И я сделал ход, что паренек из провинциального города встречается с таким человеком и случайно подслушивает умную мысль из его уст.

— Только к финалу истории понимаешь, что на самом деле кино про Алексеева — это фильм о любви...

— Да, это ярко выраженное кино о любви! О ее поиске, о способности или неспособности ее разглядеть. Алексеев всю жизнь прожил, да так и не понял, что такое любовь. Моя задача к его возрасту быть более информированным в этом вопросе. Поэтому я снял такой фильм.

Анастасия КОСТЮКОВИЧ.

Советская Белоруссия №214 (24595). Вторник, 11 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter