Дни сербского кино в кинотеатре Победа в Минске

Ассистент Эмира Кустурицы созрел для кинодебюта

Дни сербского кино в кинотеатре "Победа" в Минске

«Вы же наши родные, любимые, приезжайте к нам чаще, мы вас так ждем!» Дама средних лет улыбается, трогательно прикладывая руку к сердцу, — только что в кинотеатре «Победа» завершился показ фильма Момчило Мрдаковича, и режиссер общается со зрителями, раздает автографы, отвечает на вопросы тех, кто пришел взглянуть на его работу. Пришел, не зная ничего о ленте и о том, кто ее снял.


На Днях сербского кино зал в кинотеатре был набит битком. Молодые, пожилые, интеллигенты, рабочие, толпа студентов, компании друзей всех возрастов — в какой–то момент казалось, что мест не хватит на всех и придется смотреть фильм, сидя на полу или стоя у стенки. Впрочем, и на это многие были готовы. И не разочаровались. Сербский кинематограф нам практически неизвестен. Мы знаем одного прославленного серба — Эмира Кустурицу, но культурный ландшафт этой страны гораздо более оживлен и разнообразен.


Один из фильмов программы — «Мамарош» (в переводе с сербского — «маменькин сынок». — Прим. авт.) режиссера Момчило Мрдаковича. Картина о войне, о натовских бомбежках Белграда, о любви к матери и к советскому фильму «Веселые ребята», о неприкаянности беженца в Нью–Йорке, словом, о целой жизни, вместившейся в кадры и реплики. Это особый дар — так весело, остроумно, иронично говорить о страшном, мучительном и злом. Говорить легко и одновременно — душераздирающе.


Зал во время просмотра постоянно взрывался аплодисментами. После показа режиссер общался со зрителями, признавался, что ему очень–очень понравился Минск.


— Г–н Мрдакович, кроме Сербии, где еще востребована ваша картина?


— «Мамарош» снят два года назад. В прошлом июне на ММКФ была презентация. Фильм показывали в России, а также еще в 50 странах мира. В Корее, на Ближнем Востоке, в Америке... Какими бы ни были американцы, они умеют терпеть, когда кто–то шутит на их счет.


— Ваш фильм о страшном. Но в нем нет ненависти к тем, кто разрушил вашу жизнь, вашу страну...


— Можно только смеяться над ними. Они легче переносят ненависть, чем шутки. Единственное, чего они не могут изменить, — когда кто–то смеется им в лицо. Попытались нас убить, но не удалось. И это больше всего их раздражает. Нас не сломали. В нашей истории были 500 лет ига под турками: на этом фоне 50 лет под американцами — плевок в вечность. Да, и с турками все–таки было тяжелее: они нас на кол сажали, головы рубили. НАТО пока до этого не дошло (смеется. — Прим. авт.).


— В фильме много противопоставлений капитализма и социализма. Что, по–вашему, лучше?


— Капитализм и социализм — все эти вещи в чем–то похожи. Капитализму служат буквально 2% людей. Я называю их волками. Им удалось обмануть весь мир, чтобы остальные 98% поверили, что капитализм лучше. Сейчас нужно как–то сбалансировать этот процесс, потому что эти оставшиеся 98% слишком поздно поняли, что их обманули. Такой образ жизни — потребление и ничего больше — просто убьет нашу планету, и не останется ничего.


— А как научились снимать? Если изначально вы архитектор...


— Я работал ассистентом у других режиссеров — у Эмира Кустурицы, Джима Джармуша, Джорджа Лукаса...


— Будете ли вы и дальше снимать кино или ограничитесь первым удачным опытом?


— Уже сейчас снимаю фильм под рабочим названием Fuck America. Ничего обидного, просто шутливое название. Это будет тоже «черная» комедия.


СПРАВКА «СБ»


Момчило Мрдакович. Родился и вырос в Белграде. Окончил архитектурный факультет Белградского университета. С 1981 года трудился ассистентом режиссера, работал с Эмиром Кустурицей над фильмом «Подполье». Совместно со Срджаном Драгоевичем написал сценарий ленты «Это я герой», который получил приз на международном конкурсе драматургов. В Минске представил свой дебют — фильм «Мамарош».


ovsepyan@sb.by

 

Советская Белоруссия №117 (24500). Вторник, 24 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter